«Экуменизм»

А также апологетика нашей Церкви от обвинения в ереси.
— К экуменизму относятся различные учения и практики из области отношений Православной Церкви с другими христианскими сообществами. Поэтому нельзя говорить об экуменизме, как об однородном явлении, а нужно разбирать его варианты, которые существенно отличаются.
— Для понимания проблемы экуменизма, нужно понимать что такое ересь. Ересь это искажение догматического учения Церкви. Ересь может быть уже осуждена на соборах или святыми отцами или быть новой, то есть недавно сформулированной и еще не успевшей получить общецерковную оценку. Ересь это не только учение, осужденное Вселенскими соборами, как часто считают в строгом смысле. И до эпохи Вселенских соборов существовали ереси, которые Церковь определяла и отсекала от себя. Религиозная община исповедует ересь, если она отказывается пересмотреть еретическое моменты в своем учении, на которые ей указывается, использует эти моменты на практике, то есть происходит рецепция, принятие еретического учения полнотой общины, а не лишь его разовая декларация, пусть даже в официальных документах, что может быть лишь ошибкой (неточностью) или неправильным истолкованием этих документов с последующими поспешными неверными богословскими и практическими выводами. При этом, есть взгляд, что не любое отклонение от вероучения нужно называть ересью. о. Серафим (Роуз): «Понятие «ересь» должно быть применяемо только по отношению к главным неправославным учениям (несторианству, арианству и проч.), а не к различным меньшим разновидностям их, дабы сохранить силу самого понятия… Лучше, например, сказать «что противоречит православному учению».
— Практическим следствием исповедания церковной общиной ереси является разрыв общения с ней, для ее вразумления и исправления, предотвращения заражения других искаженным учением и возвращения к правильной вере.
— Интуиция экуменизма состоит в том, что последствия для Богообщения и спасения различных отклонений от православного учения  также различны, не тождественны друг другу. Нужно отделять основные моменты учения от второстепенных, не придавая последним столь критического значения, вплоть до полной Богооставленности подобных общин, безблагодатности их таинств, когда просящие хлеба, получают камень, что является хулой на Бога. Что также различны последствия ереси для тех, кто ее основал и для тех, кто лишь родился в инославном христианском сообществе, не принимая всю глубину догматических искажения, так как просто не в состоянии их осознать. Экуменизм считает, что большинство христиан исповедуют очень схожую, догматически простую и понятную большинству веру, так как мало кто погружается в глубины догматики. И поэтому их разделения не связаны с существующими различиями вероучений, но лишь с наследственным нахождением в той или иной конфессии. Экуменизм также утверждает, что видимое единство исповедающих истину является христианской ценностью, но оно может быть греховно нарушаемо, что тем не менее не противоречит вере в Единую Церковь. Для того, чтобы восстановить утраченное видимое единство, нужно предпринять труд по выяснению сегодняшней веры христианских сообществ. Нужно понять, подпадают ли они под осуждения древних ересей вселенскими соборами или вера этих сообществ в нынешнем ее виде может быть близка и нам. Нужно попытаться разобраться в терминологии, понятийном аппарате, на котором выражены учения современных иных христианских сообществ, чтобы постараться исключить ошибки в их восприятии как ереси. Допускается вероятность существование у ряда инославных общин лишь иной внешней формы выражение истин, которые при более тонком анализе могут оказаться близки к Православию, а значит появляется возможность воссоединения с ними, как с близкими по вере. Таковы, в общих чертах, главные моменты христианского экуменического подхода.
— Обвинения нашей Церкви в экуменизме именно как ереси чаще всего основываются на принятом на Архиерейском соборе 2000 г. документе «Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию». Из его пп.1.15-17,1.20 при желании можно сделать вывод, что описываемое в нем отношение к инославным сообществам схоже с римо католическим вариантом экуменизма, учением о «неполном общении».
— Что можно об этом сказать? Во-первых, для того чтобы само учение о «неполном общении» признать ересью нужно его соборное обсуждение с привлечением серьезных духовных богословов. Наши собственные выводы в столь сложном вопросе будут поверхностны из-за недостатка компетентности и скорее страстном, без любви и без духовного понимания проблемы, а лишь рациональном, схоластическом подходе к ее решению. РПЦ отказалась от двух вариантов экуменизма: «теории ветвей» и учения о «невидимой церкви», о чем говорится в «Основных принципах…» (пп. 2.4, 2.5). Будем ждать заключения об отношении нашей Церкви и к теории «неполного общения». Интересно, что даже самые непримиримые борцы с экуменизмом не считают, что впадение в ересь автоматически несет сразу полную утерю благодати. Из постановлений т.н. «Бостонского синода» 2003 г.: «Поскольку Божественная благодать не является чем-то тварным, мы не знаем точного времени, когда Бог прекращает подавать Свою благодать в каждом отдельном случае — как в древней, так и в современной церковной истории…Мы не можем говорить о точном моменте того, когда Бог, в Его премудрости и икономии, отнимает Свою нетварную силу и благодать от таинств заблуждающихся». И отличие экуменистов от антиэкуменистов лишь в том, что последние призывают не рисковать, а бежать из любого дома, в котором есть признаки горения, не делая на практике различения в степени горения. От всего, что опасно, нужно, не дожидаясь, отлагаться, вот  принцип антиэкуменистов. Но и экуменисты не имеют церковного общения, но лишь богословский диалог, в процессе которого призывы бежать, не прояснив позиции, не совсем уместны.
— Во-вторых, указанные пункты не являются прямым изложением этой теории экуменизма, но лишь интерпретацией данного отрывка текста, который можно понять и по иному, учитывая прочие разделы документа и терминологические двусмысленности. Поэтому дать объективную богословскую оценку указанным пунктам документа не представляется возможным.
— В-третьих, даже если указанные моменты кем-то поняты как искажение православного вероучения, вряд ли они, из-за своей неопределенности и неясности для большинства, являются распространенными во всей Церкви, нет рецепции подобного учения всей её полнотой, а значит нельзя считать нашу Церковь пребывающей в ереси экуменизма (подобного рода), как это пытаются сделать некоторые раскольники.
— Обвинения в экуменизме как ереси бывают связаны и с иными проявлениями. Например, с наименованием еретических сообществ «инославными» в официальных церковных документах. Это сделано в процессе диалога с ними, для выяснения их нынещнего догматического учения, которое, возможно, уже начало или готово начать меняться в сторону православного взгляда. Такой подход отражает икономию (возможное послабления канонов с пастырской целью), что подобно практике приема без крещения из некоторых еретических сообществ, который описывается в 7 правиле 2 Вселенского собора.
— Иногда вызывает непонимание наименование инославных сообществ «церквями», а их руководителей «епископами», что, якобы, нарушает догмат о единстве Церкви. Но это не строгое, а условное, широкое, только в историческом смысле слова использование подобных терминов. Оно является лишь указанием на их историческое собственное наименование. Из этих же соображений наименование «христиане» также применяется ко всем членам этих сообществ.
— Термин «воссоединения, соединения церквей», используемый в экуменическом диалоге, древнего происхождения, нередко официально употребляемый с 18 века, а не появившийся недавно и не несущий еретического содержания, иначе Православная Церковь была бы еретической уже с 18 века.
— Участие Православной Церкви в экуменическом диалоге во Всемирном совете церквей не означает признания нами истинности вероучения других участников совета церквей. На экуменических встречах мы не вразумляем и не обличаем, а лишь свидетельствуем о нашем учении. Поэтому нет и отрицания истины оппонентами, следующего за вразумлением. Лишь в таком случае предписано отрицаться еретиков и прекращать с ними общение («еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся» Тит.3.10).
— Остальные проявления экуменизма: признание обращения к одному, с мусульманами и иудеями, Богу и т.п., могут быть понимаемы вполне в православном ключе. Существуют примеры из жизни святых, подтверждающие возможность такого восприятия церковной практики.

Подробнее о проблеме экуменизма можно узнать из данных источников:

— «Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию»: http://www.patriarchia.ru/db/text/418840
— Православный апологет: https://apologet.spb.ru/ru/644.html
— «Исповедание православной веры»: https://vk.com/wall-171216152_1531
— «Декрет об экуменизме» РКЦ: http://www.agnuz.info/app/webroot/library/6/128/page05.htm
— Антоний Сурожский, митрополит. «О Церкви». http://www.mitras.ru/besedy/besedy10.htm
— Болотов Василий. К вопросу о филиокве. https://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bolotov/k-voprosu-o-filioque/
— Боровой Виталий, протопресвитер. «Русская Православная Церковь и экуменическое движение». http://www.odinblago.ru/ekumenizm/borovoy/
— (Вахромеев) Филарет, митрополит. Вопрос о границах Церкви в русском православном богословии. https://azbyka.ru/vopros-o-granicax-cerkvi-v-russkom-pravoslavnom-bogoslovii
— Великанов Георгий. Жизнь в Церкви. Другой экуменизм. http://www.kiev-orthodox.org/site/churchife/6353/
— Кураев Андрей, диакон. Вызов экуменизма. https://azbyka.ru/vyzov-ekumenizma
— Ларин Сергей. О таинствах в инославии. https://sergeylarin.livejournal.com/186389.html
— (Страгородский) Сергий, патриарх. Отношение Церкви Христовой к отделившимся от неё сообществам. http://yakov.works/spravki/4_faith_bible/varia/ob_otno.html
— (Пушков) Феогност, архимандрит. Учение о Церкви. https://www.youtube.com/playlist?list=PLcfc4YldL5nxEiO1ngfHeVeEcvjpRLrHj

— (Роуз) Серафим, иеромонах. Православие сердца и православие ума. https://fr-hamlet.livejournal.com/15266.html
— Флоровский Георгий, протоиерей. О границах Церкви. https://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florovskij/o-granitsah-tserkvi/
— Цыпин Владислав, протоиерей. Отношение Православной Церкви к другим конфессиям и к государству. Православная Церковь и другие конфессии. https://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsypin/tserkovnoe-pravo/46