Памятка

 

Скачать…

ПАМЯТКА ДЛЯ ПРИХОЖАН НАШЕГО ХРАМА

(11.12.17)

 

Данная памятка содержит информацию о главных дисциплинарных моментах церковной жизни на нашем приходе и некоторые общие советы.

Разделы:

  1. Цель церковной жизни
  2. Об этой памятке
  3. Святое Причастие
  4. Подготовка ко Причастию
  5. Молитва
  6. Покаяние и исповедь
  7. Причащение детей
  8. Порядок в храме при богослужении
  9. После Причастия
  10. Церковные правила о необходимости причащения
  11. Свечи, записки, жертва на храм
  12. Милостыня
  13. Вопросы о вере и спасении
  14. Крещение
  15. Венчание
  16. Пост
  17. Тест на понимание памятки

 

ЦЕЛЬ ЦЕРКОВНОЙ ЖИЗНИ

 

Цель всех усилий, к которым призывает Церковь, одна — научиться любви. Если что-то  делается в Церкви с иной целью, не служащей деланию любви, то это и есть грех. «Грех» переводится как «мимо цели», то есть в случае греха мы не достигаем цели — настоящей любви, которая и есть Бог. Это главное о чем мы должны знать и помнить, предпринимая любой духовный труд, а также в повседневной жизни и общении с людьми. Это необходимо, если мы хотим, чтобы наша жизнь принесла настоящие плоды, а не была пустоцветом, имитацией духовной жизни, хотя внешне, возможно, и очень деятельной.

  

ОБ ЭТОЙ ПАМЯТКЕ

 

Необходимость в этой памятке возникла из-за объективной сложности устно донести до каждого прихожанина основные дисциплинарные моменты церковной жизни на нашем приходе. Вследствие этого возможно искаженное понимание прихожанами существенных моментов церковной жизни, а также опасность получения недостоверной информации из сомнительных источников. Памятка не заменяет общение со священником и донесение им необходимой информации каждому лично, а лишь напоминает про уже услышанное или дополняет его.

Данная памятка составлена только для прихожан нашего храма и не претендует на универсальность. Демонстрировать и использовать её на других приходах не рекомендуется, там могут быть иные традиции и правила, не вполне совпадающие с вышеизложенными. Поэтому в каждом храме надо ориентироваться на рекомендации местных священников и сложившуюся там приходскую практику и не ссылаться на практику нашего храма, это некорректно и может вызвать справедливое недовольство. Но надо также помнить, что частая смена храмов, как и частая пересадка дерева, духовных плодов не дает, желательно регулярно посещать один храм.

Памятка периодически исправляется и дополняется, дата последней правки указана под заголовком. Если у вас есть вопросы, не отраженные в памятке или замечания, просим сообщать об этом любым из способов: на почту храма, священнику после службы или по дежурному телефону, в записке, которую можно опустить в любой жертвенный ящик. Адрес почты нашего храма и телефон дежурного священника размещены на сайте нашего храма в разделе «контакты». Будем очень благодарны за любые замечания и предложения!

Данную памятку можно использовать для просвещения ваших знакомых, которые хотят начать посещать наш храм. Для этого распечатайте её с нашего сайта или дайте на неё ссылку. Это может помочь человеку начать церковную жизнь на нашем приходе.

 

СВЯТОЕ ПРИЧАСТИЕ

 

Главным событием в жизни каждого христианина должно быть Таинство Святого Причащения, когда мы соединяемся с Христом Богом, принимая под видом хлеба и вина истинные Тело и Кровь Богочеловека Иисуса Христа. Причастие является главным смыслом, центром нашего богослужения, которое совершается ради этого Таинства. Причащаться нам заповедал Сам Спаситель, установивший это Таинство на Тайной Вечере, когда впервые причастил Своих учеников (Мф.26.26-28; Ин.6, 53-56).

Причащаясь, мы уже здесь, на земле, обретаем единение с Христом Богом, оставление грехов, имеем утешение Святого Духа, помогающее преодолевать скорби этой жизни, неизбежные для тех, кто идет за Христом и верен Его заповедям (Деян.14.22). Принимая Тело и Кровь Христовы, мы постепенно исцеляемся духовно, обретаем силы для борьбы с грехом, который ранит и убивает наши душу и тело. Но исцеление происходит лишь тогда, когда мы приступаем ко Святой Чаше с сокрушенным сердцем, осуждением себя, просьбой об оставлении грехов и помиловании на Страшном Суде, смирением, благоговением, верою и любовью. Приступая ко Причащению в ином состоянии, мы причащаемся, что называется, «недостойно», в осуждение.

Таинство Причащения обычно совершается утром, на службе, называемой Литургия. Причащаться лучше как можно чаще, желательно не реже 1 раза в 3 недели. По необходимости можно причащаться несколько дней подряд (например, на Святках, на праздниках, следующих друг за другом, при болезни или в паломнической поездке). Приступать к Таинству Причащения можно всякий раз, когда есть желание очиститься и укрепиться духовно, когда человек осознает необходимость соединения с Богом и имеет чистую совесть.

Препятствием ко причащению может быть состояние озлобленности, гнева, наличие тяжких неисповеданных грехов (в том числе блуда) или непрощенных обид, нежелание примиряться. Нельзя причащаться и тем, кто пребывает в блудном сожительстве, называемом в народе гражданским «браком», т.е. не регистрирует свои отношения в ЗАГСе (кроме отдельных редких ситуаций, которые надо индивидуально обсудить со священником). Также препятствует причащению применение контрацептивов абортивного действия (спираль, гормональные средства), т.к. это приравнивается ко греху убийства ребенка во чреве (аборту).

Кто состоит в зарегистрированном, но не венчанном браке (сам желает венчаться, но вторая половина еще не готова), может причащаться. Церковь признает такой зарегистрированный брак, не считает его блудом. Но тот из семейной пары, кто не готов к венчанию, не допускается к причащению. Он пока еще не верует в Церковь, призывающую освящать брак своих чад Таинством Венчания для создания домашней Церкви.

 

ПОДГОТОВКА КО ПРИЧАЩЕНИЮ

 

Главная часть подготовки ко Причащению — это участие в Литургии с самого её начала. Литургия совершается церковным собранием, молитвами всей общины во главе со священником. Очень хорошо, если удастся накануне побывать на вечернем богослужении, особенно в большие праздники, так как именно оно наиболее полно раскрывается суть праздника, его особенности.

Тем, кто собирается приступить к Таинству Причастия, следует утром после пробуждения не есть и не пить. Причащаться надо натощак, если позволяет физическое состояние. Прекращать принятие пищи не обязательно с полуночи, можно и позже, но воздержания в еде и питье перед причащением желательно хотя бы около 5- 6 часов (так называемый, евхаристический пост). Однако немного простой воды с утра можно выпить, если есть необходимость. Больным, беременным и кормящим причащаться натощак не обязательно, всё зависит от их состояния. Например, при диабете можно кушать перед причастием, так как это часто необходимо по медицинским показаниям. Жизненно необходимые лекарства перед причащением всем можно принимать. При причащении болящего на дому самому болящему можно принимать пищу до Причастия, особенно, если это таинство происходит не рано утром. Зубы утром перед Причастием лучше чистить, не боясь что-либо проглотить, это не еда и не питье в собственном смысле, как и проба (а не еда) в пост непостной пищи в процессе её приготовления для кого-то. Утром перед Причастием нужно постараться воздержаться от употребления табака.

Перед причастием полагается пост (отказ от мясных и молочных продуктов). Для больных, беременных и кормящих пост перед причастием не обязателен. Тем, кто причащается раз в три недели и чаще можно ограничиться накануне только постным ужином или вообще без него, если причащаться еженедельно. Кто причащается реже одного раза в три недели, тот постится один день, кто не причащался больше года, тот может попоститься и побольше. Чем реже человек причащается, тем дольше к этому готовится. При этом не следует забывать обязательные для всех православных христиан посты в среду (когда Христа предали) и в пятницу (когда Христа распяли), а также четыре многодневных поста. В особые периоды, когда всю седмицу нет поста: на сырной седмице (масленице), святках (между Рождеством Христовым и Крещением), на светлой седмице (после Пасхи) причащаются каждый день без поста.

Для тех, кто будет причащаться, полагается также супружеское воздержание в ночь перед Причастием.

Настроить свою душу перед Причастием помогает чтение «Последование ко святому Причащению» по молитвослову, состоящее из одного канона и десяти молитв. В таких молитвах нам передается драгоценный опыт святых отцов, составивших их. Это помогает душе переключиться, настроиться на соответствующий лад. Полностью ли читать последование или взять из него только несколько молитв, каждый решает сам. Смысл не в формальном вычитывании, а в соответствующем настрое, который эти молитвы помогают приобрести. Молитвы из «последования перед причащением» также читаются в нашем храме перед каждой Литургией за 15 минут до её начала. Непосредственно перед выносом Чаши на Литургии у нас также полностью читается канон перед причащением, за исключением поздней воскресной Литургии и больших праздников (двунадесятых, престольных). Кто причащается несколько дней подряд, может только один раз прочесть «Последование ко Причащению».

Само «Последование перед Причащением» не является «пропуском» ко Причастию, невыполнение его не должно служить препятствием ко причащению, преградой между человеком и Богом. Молитвы, как и пост, перед Причастием лишь помогают душе воспринять благодать Божию. А сколько мы сможем её воспринять и удержать, зависит от духовного труда в течение всей жизни. Все имеющиеся силы и внимание надо направлять, прежде всего на то, чтобы следить за чистотой души, беречь её от осуждения и прочих грехов, исполнять заповеди о любви, смирении и вере. А контролировать выполнение различных предписаний непосредственно перед Причастием (молитвенных правил, постов) можно, если на это останутся силы, а не наоборот. Не должно быть ложного фарисейского самодовольства от выполнения внешних предписаний, признания себя достойным Причастия после такого молитвенного и постного труда.

На Светлой седмице (после Пасхи) те, кто постился Великим Постом, стараются причащаться ежедневно и не постятся перед Причастием. Перед причащением в этот период принято читать пасхальный канон и молитвы перед причащением. То же читают и в последующий период до Вознесения.

Самые частые оправдания, которые приводят, чтобы не причащаться, следующие:

  • «Не готов». Но, как сказано выше, особой подготовки Причастие не требует, достаточно нормальной христианской жизни, именно она должна быть подготовкой ко встрече с Господом, а не разовые усилия перед причащением. Молитвы перед Причастием, как сказано выше, всегда можно прослушать перед Литургией, поэтому нечтение «Последования перед Причащением» никак не может являться оправданием отказа от причащения. Это особенно актуально для тех, кто относится к такой вычитке, как к пропуску на Причастие, что печально и совершенно искажает смысл этих молитв. Если родители позовут нас пообщаться, мы не никогда им не ответим, что не готовы, что не постились и не читали правило. Почему же такое совершенно абсурдное оправдание мы приводим, отказываясь общаться с главным Родителем, Христом Богом?
  • «Не достоин». Это ложное смирение, человек никогда не будет «достоин» Господа. Наоборот, когда кто-то считает себя достойным Причастия в этом гордом состоянии причащаться нельзя. Также надо задуматься, почему нас так осуждает совесть, что мы, прожив неделю, даже исповедавшись, вытащив наружу свою скверну, не можем подойти к Чаше. И надо, наконец, начать исправление своей жизни, а не продолжать «благочестиво» прятаться от Господа, убаюкиваю свою совесть, что можно жить, спрятавшись от Бога, изредка общаясь с Ним.
  • «Страх привыкания ко святыне». Но, по этой логике, нужно реже присутствовать на Литургии и реже молиться, чтобы не привыкнуть, что абсурдно.

Поэтому нет приемлемых оправданий для отказа от Причастия, что равносильно отказу от Самого Христа, говорящего «Приимите, ядите, сие есть Тело Мое… Пийте от нея вси, сия есть Кровь Моя». Или же это неверие в то, что Святое Причастие — это Сам Христос. Кто не хочет принимать Христа, тот не может быть членом Церкви, Которая есть Тело Христово. Литургия служится именно для причащения и только причастники участвуют в ней в полной мере (см. 9 Апост. прав., 2 прав. Антиох. соб.).

 

МОЛИТВА

 

Понуждать себя к молитве, как и ко всякой добродетели, приходится из-за сопротивления нашей испорченной грехом человеческой природы и препятствий, чинимых отпавшими от Бога злыми духами, врагами нашего спасения. Нужно придерживаться пусть маленького, но постоянного молитвенного правила. В него, кроме молитв из утреннего и вечернего правила могут входить Иисусова молитва, акафист Благовещению (есть в любом молитвослове), Псалтирь, очень полезны молитвы своими словами. Условие лишь одно — читать эти молитвы со вниманием, без того, что называется «диавольским поспешением». Для этого нужно выделить время, кто сколько может, и заполнять его не просто количеством молитв, а пропускать слова каждой молитвы через ум и сердце, напитывая их. Не важно, сколько вы успеете прочитать в отведенное время, не обязательно чтобы это были полностью все молитвы предлагаемые в молитвослове, важно лишь чтобы ваше сердце и ум участвовали в этом предстоянии перед Богом. Живому Богу нужно наше живое сердце, а не затраченное время и вычитанные тексты.

Иногда, если есть желание или тяжело молиться, обычные молитвы можно заменять чтением Священного Писания и духовных книг. При этом также происходит общение с Богом.

Упомянутую выше Иисусову молитву («Господи, Иисусе Христе, помилуй мя» или «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго/грешную») надо стараться произносить каждый день по 100-300 раз со вниманием (вслух или про себя), в тишине, покаянно и не спеша, следя, чтобы ум был занят только словами молитвы, а не другими мыслями и образами. Надо стараться молиться таким образом хотя бы один раз в день, сидя, стоя (можно с крестным знамением и поясным поклоном на каждую молитву, как кому угодно) или на прогулке. В остальное время дня как можно чаще в простоте произносить Иисусову молитву, не ища от неё ничего, кроме покаяния

Правило помогает настроить нашу душу, разогреть сердце, чтобы в течение дня не забывать о Боге и стремиться непрестанно обращаться к Нему (1Фес.5.17). Оно предохраняет нас от греховных падений в течение дня, держит наш дух бодрым. Само по себе молитвенное правило не является самоцелью, и в случае его выполнения не надо надмеваться, а если не удалось его выполнить, не надо смущаться. Для этого в правиле нужно иметь хотя бы небольшую, но стабильно выполняемую обязательную часть и дополнительную, которую выполняем, если позволяют обстоятельства. Обязательную часть желательно выполнять пораньше, чтобы заботы наступающего дня совсем не оторвали бы нас молитвы. Дополнительную часть можно выполнять в течение всего дня, чередуя с необходимыми делами.

Важно соблюдать последовательность в молитвах. Вначале не забываем славословить и благодарить Господа. Особенно это ценно, когда мы пребываем в тяжелой ситуации. Потом уже просим о необходимом и, прежде всего, о прощении грехов и помощи в борьбе с ними. Если тяжело приступить к молитве, то вначале можно разогреть сердце, отогнать мешающие помыслы, настроиться на молитвенный дух с помощью чтения духовных книг, возгревающих сердце, и земных поклонов.

 

ПОКАЯНИЕ И ИСПОВЕДЬ

 

Надо понимать, что исповедь, во время которой человек покаянно открывает свои грехи Богу в присутствии свидетеля-священника, это не «билет» на Причастие, а завершающий момент Таинства Покаяния («второго Крещения», как ещё его называют), воссоединение с Церковью и Богом. Человек ощущает мерзость своих грехов, ему стыдно за них, он желает от них избавиться и обращается для этого к Богу. Смысл правильной исповеди заключается именно в сердечном покаянном крике к Богу о помощи в исцелении от греха. Без этого простое перечисление грехов на исповеди не даст должного духовного результата — искоренения греха.

Покаяние, в отличие от исповеди, совершается постоянно. Хотя в собственном смысле этого слова, покаяние («изменение ума, мыслей») подразумевает радикальную перемену человеком своих взглядов и ценностей, это нечастое явление, которое не может быть постоянным. Однако каяться в повседневных грехах, сокрушаться о них мы должны все время. Утром мы просим у Бога помощи в борьбе именно с конкретными грехами, которыми сильнее всего больны, чтобы удержаться и не пасть. Если всё же совершили грех, то тут же окаиваем, укоряем себя, просим прощения и помощи, можем записать грех, чтобы не забыть его открыть на исповеди, если сочтём это необходимым и важным. Вечером проверяем свою совесть, каемся в совершенных преступлениях заповедей и снова просим о помощи в конкретных греховных болезнях души. Бог спасает не всех грешников, а только кающихся. Но покаяние заключается не в одних лишь чувствах и словах, а в делах, совершая которые мы препятствуем греху развиваться в нас. Это, прежде всего, молитва, посильный пост и Причастие (которое подается также и «во оставление грехов», т.е. в помощь для преодоления их). Если мы не прибегаем к этому, то делаем себя еще более удобопреклоненными ко греху, позволяем греху побеждать нас и распространяться через нас в мире.

Исповедь в нашем храме совершается после вечернего богослужения и утром перед Литургией (начинается за 30-40 минут до её начала и продолжается до чтения Евангелия). Вечером больше времени для развернутой исповеди, после неё есть возможность побеседовать со священником. Во время ожидания в очереди на исповедь можно взять специально отложенные молитвословы за свечным ящиком и читать правило ко Причащению. Тем, кто исповедуется утром, желательно писать свою исповедь, так как непосредственно перед Литургией время для неё ограничено. В конце службы, перед самым Причастием, исповедуем, главным образом, только немощных, детей и их родителей, остальные должны стараться исповедоваться до Литургии или вечером. Также те, кому нужно больше времени для исповеди и беседы, могут прийти в любое удобное внебогослужебное время, предварительно договорившись по телефону с дежурным священником.

У кого с момента последний исповеди не случилось тяжких грехов, тому можно причащаться в нашем храме без исповеди, так как Исповедь и Причастие не являются обязательно связанными, следующими друг за другом таинствами. Это особенно актуально на больших праздниках, когда много исповедников. Но, подходя к Чаше в таком случае, все равно нужно просить у Бога прощения даже за мелкие прегрешения, причащаться нужно именно в таком покаянном состоянии духа. К исповеди нужно прибегать всякий раз, когда требует совесть, чем чаще, тем лучше, но не по графику или потому что нужно причащаться. Надо избегать формальной, без сердечного сокрушения исповеди, при которой пытаются выдавить из себя хоть какой грех, лишь бы потом идти причащаться с чувством ложного самоуспокоения. Такая исповедь не даст плодов и выработает греховную привычку механически относится к Таинствам.

В помощь для составления исповеди можно использовать труд архимандрита Иоанна (Крестьянкина) «Опыт построения исповеди» и другие подобные книги, которые можно найти в нашем храме за свечным ящиком. При этом нужно с осторожностью относиться к некоторым брошюрам, авторы которых стараются без рассуждения, механически перечислить все возможные существующие грехи. Такое чтение может привести человека больше к смущению, чем к покаянию.

На исповеди не следует оправдывать себя, винить других в своем грехе, говорить о грехах других, рассказывать пространные истории, исповедоваться общими словами («во всем грешен»), рассказывать о своих добродетелях и добрых поступках, победах над грехом, умышленно утаивать грех, говорить о грехе, в котором уже исповедовались, если он не повторялся. Исповедь всегда должна быть очень предметной и конкретной, в том, за что вам действительно стыдно. Семейным людям не нужно исповедоваться в подробностях интимных супружеских отношений, видеть в них что-то греховное является ошибкой.

Надо помнить, что исповедь — не духовная беседа, поэтому обсуждать свои духовные и жизненные проблемы лучше в отдельном разговоре, чтобы не затемнять и не искажать покаянный смысл исповеди.

 

ПРИЧАЩЕНИЕ ДЕТЕЙ

 

Мы причащаем детей с одной целью- приблизить их ко Христу, освятить их благодатью. Причастие ради здоровья или любых иных целей является грехом и может негативно отразиться на ребенке. Насильственное причащение кричащего и вырывающегося ребенка недопустимо. Неправильно причащать детей намного чаще, чем причащаются сами родители, так как вера родителей, выражающаяся в их жизни, имеет определяющее значение для духовного развития их ребенка.

Детей до трёх лет утром перед причащением можно кормить, после трех лет стараться кормить поменьше, чтобы только не капризничали. Примерно с семи лет дети причащаются уже натощак и, по мере осознания своих грехов, начинают постепенно исповедоваться. Частота исповеди и возраст, когда ребенку надо её начинать, индивидуальны, у каждого своя мера (обычно начинают исповедоваться в возрасте от 7 до 10 лет, строгих границ нет). Родители могут подсказать ребенку его грехи и вместе с ним написать их. Но писать исповедь вместо ребенка, когда он сам не участвует в её составлении и не понимает, что в ней написано, неправильно. От детей не требуется поститься и читать молитвы перед Причастием, но для них важен и поучителен пример молящихся родителей для осознания того, что Бог есть и с Ним можно и нужно общаться. Постепенно, по мере взросления, и детям можно предлагать молиться перед причастием и накануне ужинать постной пищей.

Младенцев можно приносить к концу Литургии, к самому Причастию, чтобы они не шумели во время службы. Тем, кто подходят к Причастию с детьми на руках, желательно на больших службах выстраиваться отдельно, с левой стороны от центрального аналоя с праздничной иконой и причащаться первыми. Но если есть возможность, лучше причащать младенцев на службе в те дни, когда в храме не так многолюдно — или среди недели, когда в расписании есть Литургия, или в субботу (по субботам в нашем храме всегда служится Литургия). В большие праздники и воскресные дни делать это сложнее из-за большого количества прихожан.

Родители, пожалуйста, следите за своими детьми в храме. Младенцев, которых не удается успокоить, просьба временно выносить из храма, чтобы не мешать совершению богослужения.

Причащая младенцев, родителям и самим необходимо регулярно причащаться, так как состояние детей зависит от духовного состояния их родителей. Но сами родители, чтобы причаститься, должны быть на Литургии как минимум с момента Херувимской песни. Причащаться взрослому по чину младенца или болящего, придя с ребенком лишь к концу Литургии, неправильно. Как вариант, в воскресный день родитель может прийти на раннюю Литургию, а ребенка привезти к концу поздней.

Приводить маленьких детей на вечернюю службу можно только в случае, если взрослый сможет контролировать их, в противном случае лучше оставаться с детьми дома.

Если ребенок или взрослый заболел заразным инфекционным заболеванием, то до выздоровления появляться в храме ему не надо. При необходимости в Причастии в такой ситуации, надо попросить об этом священника по дежурному телефону.

 

ПОРЯДОК В ХРАМЕ ПРИ БОГОСЛУЖЕНИИ

 

Взрослым прихожанам (после 14 лет), желающим причаститься, нужно стараться приходить к началу Литургии, в крайнем случае (в т. ч. если с детьми), не позже Херувимской песни. Кто хочет еще и исповедоваться, тому надо приходить до начала Литургии (желательно за 30-40 мин). Однако пришедшие с детьми могут исповедоваться непосредственно перед самым Причастием. Повторим, что родителю, пришедшему лишь к концу Литургии причащать ребенка, самому причащаться не надо.

В храме желательно мужчинам и женщинам стоять раздельно, обычно мужчины стоят справа, а женщины слева, если смотреть на алтарь. Это не является строгим правилом и сложно выполнимо, когда храм переполнен и большинство прихожан женщины, но, по возможности, лучше придерживаться именно такого порядка. Он помогает меньше отвлекаться на противоположный пол во время молитвы. Перед посещением Церкви лучше не красить губы, если вы будете прикладываться к иконам или причащаться. Одежда обычно та, которую носит большинство в храме,  скорее праздничная, без злоупотребления мрачными тонами или мнимой духовностью (типа обязательных юбок в пол). Крест всегда носим (и осеняем себя крестным знамением), как исповедание нашей веры, прежде всего, а не как защитный амулет-оберег.  Женщинам в женские дни можно присутствовать и петь на службе, прикладываться к иконам, принимать святую воду и просфору.

Покрывать женщинам голову на службе или нет это дело местной традиции. В некоторых поместных Церквах, например, греческой, этого правила не придерживаются. Но в русской Церкви существует благочестивый обычай всем взрослым лицам женского пола, покрывать голову в храме, чтобы выглядеть аккуратнее, скромнее, не привлекать к себе излишнего внимания мужского пола. При этом не нужно делать замечания тем, кто не покрывает голову на службе, это допустимо, если они незамужние или тем более еще девочки-девушки. Так как, если подходить строго, опираясь на Писание, то из религиозных соображений покрывать голову на службе обязаны только замужние женщины. Часто те женщины, которые находятся в храме без платка, только начинают посещать храм, поэтому не надо их отталкивать поучениями. Они сами со временем разберутся, в этом нет ничего страшного. Если стоите перед выбором: хочется по пути зайти в храм, но нет платка или юбки, то обязательно заходите. Если пожелаете, у нас за свечным ящиком всегда можно взять на время платок или юбку (если нет службы, можно обойтись и без этого). При личной молитве (например, дома) покрывать голову не требуется.

Очень хорошо, если на богослужении все присутствующие в храме будут негромко подпевать нашему хору знакомые песнопения, как это бывает при пении «Верую» или «Отче наш». Делать это желательно сообща, молитвенно, не возвышая свой голос над прочими и не привлекая к себе внимания окружающих. Можно для этого взять текст Литургии (на тумбочке слева) или скачать  с приходского сайта. Если возможно, то лучше пройти в переднюю часть храма, поближе к алтарю и хору. Постоянные прихожане, которые хотят не просто подпевать, а петь непосредственно в самом хоре, могут взять на это благословение священника и дополнительно приходить на спевки. В воскресенье на поздней Литургии также поёт детский хор, через который дети приобщаются к богослужению. Кто из родителей желает, может попробовать поставить в него своего ребенка, сообщив руководителю детского хора.

Если во время богослужения рассеивается внимание или звучат непонятные тексты, на которых сложно молитвенно сосредоточиться, то можно читать Иисусову молитву, чтобы ум не блуждал, или подпевать хору, как сказано выше.

Земные поклоны и коленопреклонения на службе в воскресный день (малую Пасху) и великие праздники не положены (90 пр. VI Вс.соб.). В другие дни земной поклон можно сделать, когда перед Причастием выносится Святая Чаша со словами «Со страхом Божиим, верою и любовию приступите». Если в храме много народу, то земные поклоны можно вообще не совершать, чтобы не создавать неудобства окружающим. Во время пения Херувимской преклонять колени не надо. Во время службы разрешается сидеть. Стоять требуется только во время чтения Евангелия, на Евхаристическом каноне (после «Верую» до пения «Достойно есть») и при выносе Святой Чаши перед причащением.

В храме категорически нельзя одергивать и учить, если, как вам кажется, кто-то по незнанию совершает неправильные действия. В случае возникновения проблемы сообщите об этом за свечной ящик. Замечания может делать только священник или те, кого он благословил на это. Обо всех случаях грубого поучения необходимо немедленно сообщать священнику или за свечной ящик, тем самым, вы, возможно, предотвратите чей-то соблазн и уход из Церкви. Ваши замечания и пожелания по поводу порядка в храме можно также писать на почту или на телефон нашего храма (есть на сайте).

Во время главных моментов Литургии — чтения Евангелия и на Евхаристическом каноне (после пения «Верую…» и до пения «Достойно есть») — просьба не ходить по храму, не заниматься свечами (ставить, снимать, передавать, тушить их), ничего не приобретать за свечным ящиком (в это время он закрыт). Это нужно, чтобы не отвлекать в самые важные моменты богослужения молящихся и не отвлекаться самому. Правильнее будет ставить свечи, прикладываться к иконам, писать записки до или после Литургии, а не во время неё, чтобы не терять драгоценное время богослужения и не тратить его на второстепенные вещи.

У подсвечников не должно быть никого главного, все равны. Желающему помочь убирать  свечи нужно взять на это благословение настоятеля. Но при этом нельзя командовать другими прихожанами, которые ставят свечи, указывать им, что и как делать, забывать о собственной молитве, увлекаясь свечами. Нужно делать минимум движений у подсвечника, не суетиться, не переставлять без конца свечи, красиво их выстраивая, что очень отвлекает и показывает отсутствие молитвы у таких «свечниц». Также на протяжении всей службы (особенно перед Причастием, когда нужно сугубо сосредоточиться) не нужно выяснять друг у друга новости, затевать разговоры, всё это лучше сделать по окончании Литургии, если нет срочности. Если такие разговоры постоянно предлагаются во время службы, порекомендуйте ознакомиться с этой памяткой.

После возгласа «Оглашенные, изыдите» завершается Литургия оглашенных и начинается Литургия верных. В этот момент из храма уходят те, кто не может причащаться, то есть некрещеные, которые готовятся ко крещению («оглашенные»). Далее, во время Литургии верных приготовленные хлеб и вино по молитве церковной общины становятся Плотью и Кровью Христовой. В конце Литургии каждый прихожанин может соединиться со Христом, если любит Его, желает быть с Ним и не имеет указанных выше препятствий.

 

ПОСЛЕ ПРИЧАСТИЯ

 

Молитвы после причащения можно прослушать в храме, если они читаются во время целования Креста, или прочитать самому дома. Прикладываться к иконам можно только после запивки. Лучше не курить сразу после Причастия, потерпеть, кто сколько сможет. Требования супружеского воздержания в ночь после причастия не существует. Просфора, выдаваемая во время целования Креста, не обязательно должна быть тут же съедена. Её можно разрезать и вкушать натощак с молитвой и святой водой в воспоминание Божественной Литургии.

 

ЦЕРКОВНЫЕ ПРАВИЛА О НЕОБХОДИМОСТИ ПРИЧАЩЕНИЯ

 

Церковь, руководствуясь Христовой заповедью, призывает к регулярному Причащению Святых Тайн и утверждает, что не сможет духовно выжить в этом мире, сохранить верность Христу тот, кто, будучи просвещен в этом вопросе, сознательно избегает Причастия. В случае длительного отсутствия христианина на воскресных собраниях, а именно, пропуска подряд трёх воскресных Литургий без уважительной причины (болезни, необходимейшие работы), Церковь имеет право объявить, что такой человек более к Ней не принадлежит (80 правило VI Вселенского Собора). Учитывая, что в древности причащались за каждой Литургией, это правило призывает причащаться не реже одного раза в три недели. Пренебрежение этим правилом может иметь самые серьезные духовные последствия. Ведь без дисциплины невозможна победа в войне, а тем более в войне духовной против «духов злобы поднебесной» (Еф.6.12). Как слишком удалившийся от земли спутник, может не вернуться на свою орбиту и пропасть, так и длительно не причащающийся безрассудно рискует потерять Богообщение и погибнуть в вечности. Неправильное отношение ко Причастию, нежелание постоянно соединяться с Богом на Литургии было одной из причин, приведших к церковной катастрофе в России в XX веке.

Воссоединиться с Церковью после длительного оставления без уважительных причин Литургии (и, соответственно, Причащения) возможно лишь через Таинство Покаяния («второе Крещение»), которое будет действенным только тогда, когда человек пожелает от всего сердца исправиться и будет прикладывать к этому усилия.

 

СВЕЧИ, ЗАПИСКИ, ЖЕРТВА НА ХРАМ

 

Записки и свечи являются выражением молитвы, соединенной с жертвой, подобно жертвенным животным в Ветхом Завете. Сами по себе они не являются важным и обязательным элементом духовной жизни, но лишь символом, в первую очередь, нашей жертвы. Бог примет нашу молитву и без записок и свечей, если просто от сердца воздохнуть во время Литургии, молебна или панихиды. Жертва нужна не Богу, а самому жертвователю. В Ветхом Завете было принято отдавать на Церковь десятую часть дохода; сколько и в какой форме сейчас жертвовать каждый решает сам. Наш храм очень нуждается в вашей помощи. Приход собирает средства для ремонтно-строительных работ по храму и приходским помещениям, коммунальных платежей, помощи нашей епархии, зарплаты сотрудникам, приобретения товаров для свечного ящика, богослужений и функционирования всего храмового комплекса. Свечи и записки являются одной из форм жертвы, помощи храму, в котором вы молитесь и который нужно содержать, поэтому свечи, приобретенные в другом месте, теряют свой смысл жертвы на наш храм. Очень просим у нас их не использовать, надеемся на ваше понимание и смирение. Такие свечи лишь добавят храму проблем очистки от копоти и подадут пример равнодушия к его нуждам. К тому же неизвестные свечи из-за химических добавок могут быть опасны для здоровья, особенно детского, своими выделениями при сгорании.

Храму также можно помочь, положив пожертвование в любой ящик для пожертвований в храме. Можно сделать перевод через пластиковую карту, телефон или через банк на расчетный счет, все это указано на нашем сайте. Можно помочь еще каким-то образом, спросив об этом настоятеля, который отвечает за поддержание храма и существование его во всех отношениях. Еще одной формой жертвы на храм является приобретение различных товаров за свечным ящиком. По сути это является разновидностью благотворительности, когда за пожертвования, которые вы хотите направить на нужды храма, вы приобретаете нужную вам вещь. Свечной ящик — не магазин, как может показаться, а именно форма благотворительности храму, поэтому в нём указаны не цены, а рекомендованные суммы пожертвований. Участие в такой благотворительности исключительно добровольное, но воспринимать свечной ящик в храме, как обычный магазин — неправильно.

Если кто-то жертвует храму продукты, просьба не приносить просроченные или некачественные. Это проявление непочтительного отношения к Богу, Которому молимся, к самим усопшим, ради поминовения которых приносят продукты, а также к церкви, которой это пожертвовано. Вообще, жертвовать продукты имеет смысл лишь тем, кто имеет к их производству какое-то отношение, связан с сельским хозяйством. Если же их надо дополнительно еще и приобретать, то лучше храму пожертвовать просто деньгами, что будет предпочтительнее. Сами продукты совершенно не имеют какого-то особенного, сакрального значения, чтобы жертвовать именно их. Жертвовать вино (а также ладан) для служения Литургии лучше то, которое для этого предлагается за нашим свечным ящиком, другое вино для Литургии у нас не подходит. Пожертвовать мясные и рыбные продукты можно, передав их в трапезную, в храм их заносить не надо. Продукты оставляют на столике, называемом «канон» (или «канун»), который расположен в левой передней части храма. Там же, на подсвечнике перед небольшим Распятием, ставят свечи за усопших, как проявление нашей молитвы и жертвы за них. Каждую субботу в 8.30 перед каноном служатся заупокойные богослужения по усопшим православным христианам — панихиды. На любые другие подсвечники ставятся свечи «о здравии» ныне живущих.

 

МИЛОСТЫНЯ

 

Евангельским ближним для нас может быть всякий, кто в нас нуждается, просит о помощи, но при этом необходимо иметь рассуждение, чтобы наша милостыня действительно принесла пользу. Подавать милостыню при входе на территорию храма лучше только тем просящим, которые смиренно стоят, а не назойливо пристают к входящим, тем более с плакатом или младенцем на руках (такой «десант» чаще высаживается на большие праздники). Эти люди не слушаются духовенство, никто из них не имеет благословения стоять с плакатами, которые практически всегда являются обманом, они эксплуатируют купленных или украденных младенцев, которых часто накачивают препаратами, чтобы те не плакали; живут эти дети обычно не больше 3 месяцев. Никому не благословляется собирать пожертвования внутри храма или на его территории, но только за церковной оградой. Если вы увидите, что это нарушается, что пристают к прихожанам, сразу сообщайте за свечной ящик. Не поддерживайте такой бизнес псевдо-нищих, помогите его прекратить хотя бы на нашем приходе!

Кто действительно хочет серьезно помочь малоимущим, пусть обратится к священнику и тот подскажет, кому именно из прихожан нужна ваша помощь. Или просто опустите, сколько можете, в жертвенный ящик, часть средств всё равно пойдет нуждающимся; деньги можно обернуть запиской, в которой указать, на какие нужды вы хотели бы потратить вашу жертву. Обычно, нуждающиеся прихожане незаметны, ничем не выделяются внешне и, по скромности, себя не обнаруживают, не стоят на паперти храма, но им надо помогать в-первую очередь (1Тим.5.8).

 

ВОПРОСЫ О ВЕРЕ И СПАСЕНИИ

 

При появлении вопросов не стесняйтесь спрашивать знакомого вам священника, это особенно необходимо в начале церковной жизни. Подходить с вопросами лучше после службы или договориться о времени встречи по телефону дежурного священника. Срочный вопрос можно выяснить по тому же телефону. Вопросы также можно задавать по электронной почте храма.

Советы, вычитанные из книг или услышанные даже от воцерковленных людей, без учета вашей ситуации, могут быть не полезны, поэтому чаще, без ложного стыда, вопрошайте именно знающего вас священника. «Спасение во многом совете», а не в совете со многими, то есть желательно вопрошать кого-то одного, советам кого вы доверяете. Перед тем как спрашивать близкого вам священника, можно помолиться, чтобы Господь подал через него правильное разрешение вашего вопроса.

К малознакомым духовным лицам за советом лучше не обращаться, в том числе во время паломничества. Вопросы о семейной жизнь не стоит задавать монашествующим. Если неизвестный вам священник начинает настойчиво поучать, давать духовные наставления в приказном тоне, то лучше от него отойти. Вам могут давать только советы, а не обязательные к исполнению указания. Тем более, если их дает не ваш духовник и вы не спрашивали совета. Если после таких «указаний» вы чувствуете смущение, обязательно расскажите об этом опытному священнику.

При храме существует взрослая воскресная школа, которую обычно проводит настоятель после поздней воскресной Литургии в помещении «Ковчега». От участников школы очень желательна активная заинтересованная позиция в изучении церковного учения. На сайте храма в разделе «духовное просвещение» публикуются полезные материалы о духовной жизни, а также размещается пополняемая приходская медиатека. Это ссылки на полезные видео-, аудио-, текстовые крупные ресурсы интернета и на отдельные публикации в сети: книги, статьи, лекции, фильмы и прочее. Ваши интересные ссылки для медиатеки присылайте на почту храма.

 

КРЕЩЕНИЕ

 

Для родителей, желающих крестить детей в нашем храме, и будущих крестных по субботам после вечерней службы проходят собеседования со священником. Об этом на стенде и на сайте храма есть объявления. Беседы проводятся для того, чтобы объяснить смысл Крещения и рассказать, как вести церковную жизнь после крещения. Постоянным нашим прихожанам, как родителям, так и крестным, регулярно причащающимся и знакомым священнику, приходить на эти беседы не обязательно, но нужно сообщить священнику заранее о планируемом крещении. Становиться крестным можно только в том случае, если хоть кто-то из родителей пообещает регулярно сам причащаться и будет причащать ребенка, это надо оговаривать заранее, до крещения. Кто уже стал крестным, должен следить за духовным воспитанием своего крестника, молиться за него, теперь это его обязанность.

Неправильно думать, что одного Крещения, зачастую совершенного во младенчестве, без участия свободной воли крещаемого, достаточно для взрослого человека, чтобы спастись, войти в Царствие Божие. Для спасения необходима еще вера, которая являет себя через послушание Христу, Его заповедям, в том числе, и по отношению ко Святому Причастию.

 

ВЕНЧАНИЕ

 

Смысл венчания — получение помощи Божией для создания домашней Церкви. Поэтому неправильно, если венчание совершается «по традиции, так принято, близкие захотели, нет детей, хочу удержать мужа и др.». Венчание должно совершаться только, если жених и невеста являются верующими, послушными Церкви, причащающимися и желающими, чтобы Бог соделал их союз именно домашней Церковью в помощь ко спасению. Все остальные мотивы для венчания будут ложными. Нельзя заставлять вторую половину венчаться. Даже если она уступит на такие уговоры, такой союз не будет домашней Церковью, пока оба супруга не станут церковными людьми. При венчании мужу дается заповедь любить жену, а жене слушаться мужа. Каждый должен исполнять именно свою заповедь, а не следить и требовать исполнения заповеди от второй половины, такая ложная «духовная» ревность разрушает брак. Муж и жена в церковном браке становятся самыми близкими существами друг для друга, дети и родители уже не должны претендовать на эту роль, это будет искажением замысла церковного брака.

 

ПОСТ

 

Цель поста — научение любви. Самоограничение в пост способствует уменьшению извращенной, эгоистичной «любви» к себе, что способствует развитию подлинной, жертвенной Христовой  любви.

Церковные указания про ограничения в пище во время больших постов, относятся к монастырской традиции и не применимы во всей полноте к живущим в миру. Строго следовать их указаниям для большинства сейчас нереально. Каждый определяет меру поста, исходя из своего состояния. Желательно выбирать для себя такой режим поста, чтобы хватало сил выдерживать его до конца, а не поститься лишь первую и последнюю неделю. Нужно учитывать, что Великий и Успенские посты более строгие, чем Петров и Рождественский. Неправильно на постную еду тратить больше средств, чем вне поста. Для беременных, кормящих, болящих, работающих на тяжелых работах пост полностью отменяется или серьезно облегчается.

Воздержание в супружеских отношениях в установленные Церковью постные дни (однодневные и многодневные посты) возможно только по взаимному согласию, это не должно быть против воли одного из супругов, по требованию и давлению одной из сторон (1Кор.7.5). В противном случае, такая «ревность не по разуму» может способствовать разрушению семьи. На масленице, святках, светлой седмице запрета на супружеские отношения нет, хотя венчания не совершаются

Последнюю седмицу Великого поста (Страстную) нужно проводить больше на службах в храме, не отягощая себя в эти дни заботами житейскими: уборкой, готовкой куличей и пасох. Это отвлекает от молитвы, лучше приобрести всё необходимое в магазине и не тратить силы, которые нужны для богослужений. Разговление, освящение куличей и пасох не является необходимым духовным моментом проведения поста, на которое стоит обращать много внимания и прикладывать к этому большие усилия. Можно самому благословить трапезу после Пасхальной службы, если не успели принести куличи и пасхи для освящения в храм, это не имеет существенного значения. Главное чтобы сохранились силы для молитвенного присутствия на службах Страстной седмицы и Пасхи и обязательного причащения на них! Вечером перед ночной пасхальной службой можно чем-то подкрепиться, покушать непосредственно перед тем, как идти в храм на пасхальную полунощницу (это и будет временем окончания принятия пищи перед Пасхальной службой для желающих причащаться на ней).

 

ТЕСТ НА ПОНИМАНИЕ ПАМЯТКИ

 

Благодарим вас за усилие, потраченное на изучение этой памятки. Чтобы проверить, правильно ли вы её поняли, ответьте лишь на один вопрос: «В чем цель вашей церковной жизни?» Ответ находится в первом разделе.