Памятка

ПАМЯТКА ДЛЯ ПРИХОЖАН НАШЕГО ХРАМА

(октябрь 2017)

 

Данная памятка содержит информацию о главных дисциплинарных моментах церковной жизни на нашем приходе и некоторые общие советы.

                                        

СВЯТОЕ ПРИЧАСТИЕ

 

Главным событием в жизни каждого христианина должно быть Таинство Святого Причащения, когда мы соединяемся с Христом Богом, принимая под видом хлеба и вина истинные Тело и Кровь Богочеловека Иисуса Христа. Причастие является главным смыслом, центром нашего богослужения, совершающегося ради этого Таинства. Причащаться нам заповедал Сам Спаситель,  установивший это Таинство на Тайной Вечере, когда впервые причастил Своих учеников (Мф.26.26-28; Ин.6, 53-56).

Причащаясь, мы уже здесь, на земле, обретаем единение с Христом Богом, оставление грехов, имеем утешение Святого Духа, помогающего преодолевать скорби этой жизни, неизбежные для тех, кто идет за Христом и верен Его заповедям (Деян.14.22). Принимая Тело и Кровь Христовы, мы постепенно исцеляемся духовно, обретаем силы для борьбы с грехом, который ранит и убивает наши душу и тело. Но исцеление происходит лишь тогда, когда мы приступаем ко Святой Чаше с сокрушенным сердцем, осуждением себя, просьбой об оставлении грехов и помиловании на Страшном Суде, смирением, благоговением, верою и любовью. Приступая ко Причащению в ином состоянии, мы причащаемся, что называется, «недостойно», в осуждение.

Таинство Причащения обычно совершается утром, на службе, называемой Литургия. Причащаться нужно как можно чаще, желательно не реже 1 раза в 3 недели. По необходимости можно причащаться несколько дней подряд (например, на Святках, на праздниках, следующих подряд, при болезни или в паломнической поездке).  Приступать к Таинству Причащения можно всякий раз, когда есть  желание очиститься и укрепиться духовно,  когда человек осознает необходимость соединения с Богом.

Препятствием ко причащению может быть состояние озлобленности, гнева, наличие тяжких неисповеданных грехов (в том числе блуда) или непрощенных обид, нежелание  примиряться. Нельзя причащаться и тому, кто пребывает в блудном сожительстве, называемом в народе гражданским «браком», т.е. не регистрирует свои отношения в ЗАГСе (кроме отдельных редких ситуаций, которые надо индивидуально обсудить со священником). Также препятствует причащению применение контрацептивов абортивного действия (спираль, гормональные средства), т.к. приравнивается ко греху убийства ребенка во чреве (аборту).

Кто состоит в зарегистрированном, но не венчанном браке (сам желает венчаться, но вторая половина еще не готова), может причащаться. Церковь признает такой зарегистированный брак, не считает его блудом. Но тот из семейной пары, кто не готов к венчанию, не допускается и к причащению. Он пока еще не верует в Церковь, призывающую освящать брак своих чад Таинством Венчания для создания домашней Церкви.

 

ПОДГОТОВКА КО ПРИЧАЩЕНИЮ

 

Главная часть подготовки ко Причащению — это участие в Литургии с самого её начала. Литургия совершается церковным собранием, молитвами всей общины во главе со священником.

Тем, кто собирается приступить к Таинству Причастия, следует утром после пробуждения не есть и не пить, если позволяет физическое состояние. Причащаться надо натощак. Прекращать принятие пищи не обязательно с полуночи, можно и позже, но воздержания в еде и питье перед причащением должно быть не менее 6 часов (так называемый, евхаристический пост, такое же правило и на Пасху). Больным, беременным и кормящим причащаться натощак  не обязательно, всё зависит от их состояния. Например, при диабете можно кушать перед причастием, так как это часто необходимо по медицинским показаниям. Лекарства перед причащением также можно принимать. При причащении болящего на дому самому болящему можно кушать до Причастия, особенно, если это таинство происходит не рано утром. Кто ещё не прекратил курить, утром перед Причастием должен постараться воздержаться от табака. Зубы утром перед Причастием чистить можно, не боясь что-либо проглотить, это не еда и не питье в собственном смысле, как и проба (а не еда) в пост непостной пищи в процессе её приготовления для кого-то.

Перед Причастием полагается пост (отказ от мясных и молочных продуктов, развлечений). Для больных, беременных и кормящих пост перед причастием не обязателен. Тем, кто причащается раз в три недели и чаще, можно ограничиться только легким постным ужином накануне или причащаться совсем без поста, если  внезапно утром решили участвовать в Таинстве. При этом не забывать обязательные для всех православных христиан посты в среду (когда Христа предали) и в пятницу (когда Христа распяли), а также четыре многодневных поста. В особые периоды, когда всю седмицу нет поста: на сырной седмице (масленице), святках (между Рождеством Христовым и Крещением), на светлой седмице (после Пасхи), постоянные прихожане могут причащаться каждый день без поста.

Ночью перед Причастием всегда полагается супружеское воздержание, но для присутствующих на Литургии без причащения оно не обязательно.

Перед Причастием рекомендуется прочитать в молитвослове «Последование ко святому Причащению», состоящее из одного канона и десяти молитв. У кого нет возможности читать эти молитвы (проблемы со зрением, нет под рукой молитвослова или не позволяет обстановка), можно прочитать со вниманием около 200 — 300 раз Иисусову молитву «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя» (или длинный вариант этой молитвы «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго/грешную), считая количество молитв по чёткам или по времени (около 15-20 мин).

Если  «Последование ко Причащению» не удалось прочитать из-за каких-то проблем, причащаться всё равно можно. Например, если желание соединиться с Богом, причаститься пришло во время Литургии. Само последование не является пропуском ко Причастию, невыполнение правила не должно служить перегородкой между человеком и Богом. Молитвы, как и пост, перед Причастием лишь помогают душе воспринять благодать Божию. Мы воспринимаем столько подаваемой нам благодати, сколько подготовим для неё места духовным трудом в течение всей жизни, а не в последний момент. Все имеющееся силы и внимание надо направлять, прежде всего, чтобы следить за чистотой души, беречь её от осуждения и прочих грехов, исполнять заповеди о любви, смирении и вере. А контролировать выполнение различных предписаний непосредственно перед Причастием (молитвенных правил, постов) можно, если на это останутся силы, а не наоборот. Не должно быть ложного фарисейского самодовольства от выполнения  внешних предписаний, признания  себя достойным Причастия после такого молитвенного и постного труда.

Самые частые оправдания, которые приводят, чтобы не причащаться, следующие:

-«Не готов». Но, как сказано выше, особой подготовки Причастие не требует, достаточно нормальной христианской жизни, именно она должна быть подготовкой ко встрече с Господом, а не разовые волевые усилия.

-«Не достоин». Но человек никогда не будет «достоин» Господа, это ложное смирение.

-«Страх привыкания ко святыне». Но, по этой логике, нужно реже присутствовать на  Литургии или уходить раньше, с оглашенными, и реже молиться, чтобы не привыкнуть, что абсурдно. Поэтому  нет  приемлемых оправданий для отказа от Причастия. Такой отказ равносилен отказу принять Самого Христа, говорящего «Приимите, едите, сие есть Тело Мое… Пийте от нея вси, сия есть Кровь Моя». Литургия служится именно для причащения и только причастники полноценно в ней участвуют.

На Светлой седмице (после Пасхи) те, кто держал Великий Пост, стараются причащаться ежедневно и могут перед Причастием не поститься.

Если по каким-либо причинам Вы желаете причащаться редко (реже одного раза в три недели), то в этом случае церковная практика требует перед Причастием: пост в течение 3 дней  (полный отказ от мяса, молочных продуктов и рыбы), чтение последования ко Святому Причащению. В этом случае перед Причастием обязательна исповедь. Накануне Причастия надо быть на вечернем богослужении. Если   отсутствовали вечером на службе в храме, то рекомендуется ещё читать три канона: покаянный ко Господу, канон молебный ко Пресвятой Богородице и канон ангелу хранителю.

 

МОЛИТВА

 

Иисусову молитву, о которой говорилось выше, надо стараться читать каждый день по 200-300 раз со вниманием, в тишине, покаянно и не спеша, следя, чтобы ум был занят только словами молитвы, а не какими-то другими мыслями и образами.  Надо стараться  молиться таким образом хотя бы один раз в день, сидя или стоя (если стоя, то можно с крестным знамением и поясным поклоном на каждую молитву). В остальное время дня как можно чаще в простоте произносить  Иисусову  молитву, не ища от неё ничего, кроме покаяния.

Понуждать себя на молитву, как и ко всякой добродетели, приходится из-за сопротивления нашей испорченной грехом человеческой природы и препятствий, чинимыми отпавшими от Бога злыми духами, врагами нашего спасения. Нужно придерживаться пусть маленького, но постоянного молитвенного правила.  В него, кроме  Иисусовой молитвы, по желанию, можно включить молитвы из утреннего и вечернего правила, акафист  Благовещению (есть в любом молитвослове), псалтирь, молитвы своими словами и др. Условие лишь одно — читать эти молитвы  со вниманием, без того, что называется «диавольским поспешением». Для этого нужно выделить время, сообразуясь со своей занятостью и силами, и заполнять его не просто количеством молитв, а пропускать слова каждой молитвы через ум и сердце, напитывая их. Не важно, сколько вы успеете прочитать в отведенное время, важно лишь чтобы ваше сердце и ум в этом участвовали. Живому Богу нужно наше живое сердце, а не потраченное время и прочитанные слова.

Правило помогает настроить нашу душу, разогреть сердце, чтобы в течение дня не забывать о Боге и  стремиться непрестанно обращаться к Нему (1Фес.5.17). Оно предохраняет нас от греховных падений в течение дня, держит наш дух бодрым. Само по себе молитвенное правило не является самоцелью, и в случае его выполнения не надо надмеваться, а если не удалось его выполнить, не надо смущаться. Для этого в правиле нужно иметь небольшую, всегда легко выполняемую обязательную часть и дополнительную, которую выполняем, если позволяют обстоятельства.

Желательно соблюдать последовательность в молитвах. Вначале не забываем славословить и благодарить Господа. Особенно это ценно, когда мы пребываем в  тяжелой ситуации. Потом уже просим о необходимом и, прежде всего, о прощении грехов и помощи в борьбе с ними. Если тяжело приступить к молитве, то вначале можно разогреть сердце, отогнать мешающие помыслы, настроиться на молитвенный дух с помощью чтения вдохновляющих духовных книг и  земных поклонов. Лучше разделить правило на две части и выполнять его в первой и второй половине дня, освящая все сутки молитвой.

 

ПОКАЯНИЕ  И  ИСПОВЕДЬ

 

Надо понимать, что исповедь, во время которой человек покаянно открывает свои грехи Богу в присутствии свидетеля-священника, это не пропуск на Причастие, а завершающий момент Таинства Покаяния («второго Крещения», как ещё называют это Таинство), воссоединение с Церковью и Богом. Человек ощущает мерзость своих грехов, желает от них избавиться и обращается для этого к Богу. Смысл правильной исповеди заключается именно в сердечном покаянном крике к Богу о помощи в исцелении от греха. Без этого простое перечисление грехов на исповеди не даст должного  духовного результата — искоренения греха.

Покаяние, в отличие от исповеди, должно совершаться постоянно. Утром мы просим у Бога помощи в борьбе именно с конкретными грехами, которыми больше больны, чтобы удержаться и не пасть. Если всё же совершили грех, то тут же окаиваем себя, просим прощения и помощи, можем записать грех для его последующего исповедования Богу в присутствии священника. Вечером проверяем свою совесть, каемся в совершенных преступлениях заповедей и снова просим о помощи в конкретных греховных болезнях души. Бог спасает не всех грешников, а только кающихся. Но покаяние заключается не в одних лишь чувствах и словах, а в делах, совершая которые мы препятствуем греху развиваться в нас. Это, прежде всего, молитва, посильный пост и Причастие. Если мы не прибегаем к этому, то делаем себя еще более удобопреклоненными ко греху, позволяем греху побеждать нас и распространяться в мире.

Исповедь в нашем храме бывает после вечернего богослужения и утром перед Литургией (начинается за 30-40 минут до неё). Вечером больше времени для развернутой исповеди, после неё есть возможность побеседовать со священником. Во время ожидания в очереди на исповедь можно взять специально отложенные молитвословы за свечным ящиком и читать правило ко Причащению. Тем, кто исповедуется утром, желательно писать свою исповедь, так как непосредственно перед Литургией время для неё ограничено. В конце службы, перед самым Причастием, исповедуем, главным образом, только детей и приведших их родителей, остальные должны стараться исповедоваться до Литургии или вечером.

У кого с момента последней исповеди нет тяжких грехов, тому можно причащаться в нашем храме без исповеди, так как Исповедь и Причастие не обязательно должны быть связанными между собой событиями. Это особенно актуально на больших праздниках, когда много исповедников. Но, подходя к Чаше в таком случае, все равно нужно просить у Бога прощения даже за мелкие прегрешения, причащаться нужно именно в таком покаянном состоянии духа. К исповеди нужно прибегать всякий раз, когда просит совесть, чем чаще, тем лучше, но не по графику или потому что нужно причащаться. Надо избегать формальной исповеди (лишь бы подойти перед Причастием), без сердечного сокрушения, она не даст плодов и выработает греховную привычку механически относиться к Таинствам.

В помощь для составления исповеди можно использовать труд архимандрита Иоанна (Крестьянкина) «Опыт построения исповеди» и другие подобные книги, которые можно найти в нашем храме за свечным ящиком. При этом нужно с осторожностью относиться к некоторым брошюрам, авторы которых стараются без рассуждения, механически, перечислить все возможные существующие грехи. Такое чтение может привести человека больше к смущению, чем к покаянию.

На исповеди не следует оправдывать себя, винить других в своем грехе, говорить о грехах других, рассказывать пространные истории, исповедоваться общими словами («во всем грешен»), рассказывать о своих добродетелях и добрых поступках, победах над грехом, умышленно утаивать грех, говорить о грехе, в котором уже исповедовались, если он не повторялся. Надо помнить, что исповедь — не духовная беседа, поэтому задавать серьезные вопросы о жизненных проблемах надо отдельно, чтобы не искажать смысл исповеди.

 

ПРИЧАЩЕНИЕ ДЕТЕЙ

 

Детей до трёх лет утром перед Причащением можно кормить, после трех лет стараться кормить поменьше (чтобы не капризничали). Примерно с семи лет дети причащаются уже натощак и, по мере осознания своих грехов, начинают постепенно исповедоваться. Частота исповеди и возраст, когда ребенку надо её начинать, индивидуальны, у каждого своя мера (обычно начинают исповедоваться в возрасте от 7 до 10 лет, строгих границ нет). Родители могут подсказать ребенку его грехи и вместе с ним написать их. Но писать исповедь вместо ребенка, когда он сам не участвует в её составлении и не понимает, что в ней написано, неправильно. От детей не требуется поститься и читать молитвы перед причастием, но для них важен и поучителен пример молящихся родителей для осознания того, что Бог есть и с Ним можно и нужно общаться. Постепенно, по мере взросления, и детям можно предлагать молиться перед причастием и накануне ужинать постной пищей.

Младенцев можно приносить к концу Литургии, к самому Причастию, чтобы они не шумели во время службы. Тем, кто подходят к Причастию с детьми на руках, желательно на больших службах выстраиваться отдельно, с левой стороны от центрального аналоя с праздничной иконой и причащаться первыми. Но если есть возможность, лучше причащать младенцев на службе в те  дни, когда в храме не так многолюдно — или среди недели (когда в расписании есть Литургия), или в субботу (по субботам в нашем храме всегда есть литургия). В большие праздники и воскресные дни это делать сложнее.

Родители, следите за своими детьми в храме! Младенцев, которых не удается успокоить, просьба временно выносить из храма, чтобы не мешать  совершению богослужения.

Причащая младенцев, родителям и самим необходимо регулярно причащаться, так как состояние детей зависит от духовного состояния родителей! Но сами родители, чтобы причаститься, должны быть на Литургии как минимум с Херувимской песни. Причащаться взрослому по чину младенца или болящего, придя с ребенком лишь к концу Литургии, неправильно.

Приводить маленьких детей на вечернюю службу можно только в случае, если взрослый сможет контролировать их, в противном случае лучше оставаться с детьми дома.

Если ребенок или взрослый заболел заразным инфекционным заболеванием, то до выздоровления появляться ему в храме не надо. В этом случае, при необходимости в Причастии, надо сообщить священнику по дежурному телефону.

 

ПОРЯДОК В ХРАМЕ ПРИ БОГОСЛУЖЕНИИ

 

Взрослым прихожанам (после 14 лет), желающим причаститься, нужно стараться приходить к началу Литургии, в крайнем случае (в т.ч. если с детьми), не позже Херувимской песни. Кто хочет еще и исповедоваться, тому надо приходить  до начала Литургии (желательно за 30-40 мин). Пришедшие с детьми могут поисповедоваться перед самым Причастием.

В храме мужчины стоят преимущественно справа, а женщины слева.  Это  не является строгим правилом и сложно выполнимо, когда храм переполнен и большинство прихожан женщины, но, по возможности, лучше придерживаться именно такого порядка, это помогает меньше отвлекаться на молитве. Перед посещением Церкви лучше не красить губы, если вы будете прикладываться к иконам или причащаться. Женщинам в женские дни можно присутствовать и петь на службе, прикладываться к иконам, принимать святую воду и просфору.

Покрывать голову из религиозных соображений обязательно в храме лишь для замужних женщин (таково толкование 1Кор.11.10). Но в русской Церкви существует  древний благочестивый обычай всем лицам женского пола покрывать голову в храме.   При этом не нужно делать замечания тем, кто не покрывает голову на службе, так как это допустимо, если они незамужние. При личной молитве (например, дома) покрывать голову не требуется. Если кому нравится и удобно носить платок, то не нужно придавать этому духовного смысла.

Очень хорошо, если на богослужении все присутствующие в храме будут негромко подпевать хору знакомые песнопения, как это бывает при пении «Верую» или «Отче наш». Делать это желательно сообща, молитвенно, не возвышая свой голос над прочими и не привлекая к себе внимания окружающих. Кто хочет более активно участвовать в хоре, может взять благословение священника и после этого приходить на репетиции нашего хора.

Земные поклоны и коленопреклонения на службе в воскресный день (малую Пасху) и великие праздники не положены (90 пр. VI Вс.соб.). В другие дни земной поклон можно сделать, когда перед Причастием выносится Святая Чаша со словами «Со страхом Божиим, верою и любовию приступите». Во время пения Херувимской преклонять колени не надо. Во время службы разрешается сидеть. Стоять требуется  только во время чтения Евангелия, на Евхаристическом каноне (после «Верую» до пения «Достойно есть») и при выносе Святой Чаши перед причащением.

В храме категорически нельзя одергивать и учить, если, как  вам кажется, кто-то что-то сделал неправильно по незнанию. В случае возникновения проблемы сообщите об этом за свечной ящик. Замечания может делать только священник или те, кого он благословил на это. Обо всех случаях грубого поучения необходимо немедленно сообщать священнику или за свечной ящик, тем самым, вы, возможно, предотвратите чей-то соблазн и уход из Церкви. Ваши замечания и пожелания по поводу порядка в храме можно также писать на почту нашего храма (есть на сайте) или на бумаге и опускать в любой ящик для пожертвований.

Во время главных моментов Литургии — чтения Евангелия и на Евхаристическом каноне (после пения «Верую…» и до пения «Достойно есть»)- просьба не ходить по храму, не заниматься свечами (ставить, снимать, передавать, тушить их), ничего не приобретать за свечным ящиком (в это время он закрыт). Это нужно, чтобы не отвлекать в самые важные моменты богослужения молящихся и не отвлекаться самому. Правильнее будет ставить свечи, прикладываться к иконам, писать записки до или после Литургии, а не во время неё, чтобы не терять драгоценное время богослужения и не тратить его на второстепенные вещи. Также на протяжении всей службы (особенно перед Причастием, когда нужно сугубо  сосредоточиться) не нужно выяснять друг у друга новости, затевать разговоры, всё это лучше сделать по окончании Литургии, если нет срочности. Если такие разговоры  постоянно предлагаются во время службы, порекомендуйте ознакомиться с этой памяткой.

После возгласа «Оглашенные, изыдите» из храма уходят некрещеные (оглашенные-готовящиеся ко крещению) и те, кому временно запрещено причащаться. Начинается главная часть Литургии, Литургия верных. Во время неё приготовленные хлеб и вино по молитве церковной общины становятся Плотью и Кровью Христовой. В конце Литургии каждый прихожанин может соединиться со Христом, причаститься, если он этого желает и не имеет указанных выше препятствий.

 

ПОСЛЕ ПРИЧАСТИЯ

 

Молитвы после причащения можно прослушать в храме, если они читаются во время целования Креста, или прочитать самому дома. Прикладываться к иконам можно только после запивки. Лучше не курить сразу после Причастия, потерпеть, кто сколько сможет. Требования супружеского воздержания в ночь после причастия нет.

 

ЦЕРКОВНЫЕ ПРАВИЛА О НЕОБХОДИМОСТИ ПРИЧАЩЕНИЯ

 

Церковь, руководствуясь Христовой заповедью, призывает к регулярному  Причащению Святых Тайн и утверждает, что не сможет духовно выжить в этом мире, сохранить верность Христу тот, кто, будучи просвещен в этом вопросе, сознательно избегает Причастия. В случае длительного отсутствия христианина на воскресных собраниях, а именно, пропуска подряд трёх воскресных Литургий без уважительной причины (болезни, необходимейшие работы), Церковь  имеет право объявить, что такой человек более к Ней не принадлежит (80 правило VI Вселенского Собора).  Учитывая, что в древности причащались за каждой Литургией, это правило призывает причащаться не реже одного раза в три недели. Пренебрежение этим правилом может иметь самые серьезные духовные последствия. Ведь без дисциплины невозможна победа в войне, а тем более в войне духовной против «духов злобы поднебесной» (Еф.6.12). Как слишком удалившийся от земли спутник, может не вернуться на свою орбиту и пропасть, так и длительно не причащающийся безрассудно рискует потерять Богообщение и погибнуть в вечности из-за своего нежелания и лени соединяться с Богом, что является проявлением неверия, нелюбви и непослушания Христу. Неправильное отношение ко Причастию, нежелание постоянно соединяться с Богом на Литургии было одной из причин,  приведших к церковной катастрофе в России в XX веке.

Воссоединиться с Церковью после длительного  оставления без уважительных причин Литургии (и, соответственно, Причащения) возможно лишь через Таинство Покаяния («второе Крещение»), которое будет действенным только тогда, когда человек пожелает от всего сердца исправиться и будет прикладывать к этому усилия.

 

СВЕЧИ, ЗАПИСКИ, ЖЕРТВА НА ХРАМ

 

Записки и свечи являются выражением молитвы, соединенной с жертвой, подобно жертвенным животным в Ветхом Завете. Бог примет нашу молитву и без записок и свечей, если просто от сердца воздохнуть во время Литургии, молебна или панихиды.  Жертва нужна не Богу, а самому жертвователю. В Ветхом Завете было принято отдавать на Церковь десятую часть дохода; сколько и в какой форме сейчас жертвовать каждый решает сам. Наш храм очень нуждается в вашей помощи. Приход собирает средства для ремонтно-строительных работ по храму и приходским помещениям, коммунальных платежей, помощи нашей епархии, зарплаты сотрудникам, приобретения товаров для свечного ящика, богослужений и функционирования всего храмового комплекса. Свечи и записки являются одной из форм жертвы, помощи храму, в котором вы молитесь и который нужно содержать, поэтому свечи,  приобретенные в другом месте, теряют свой смысл жертвы на наш храм. Очень просим у нас их не использовать, надеемся на ваше понимание и смирение. Такие свечи лишь добавят храму проблем очистки от копоти и подадут пример равнодушия к его нуждам. К тому же неизвестные свечи из-за химических добавок могут быть опасны для здоровья, особенно детского, своими выделениями при сгорании.

Храму также можно помочь, положив пожертвование в любой ящик для пожертвований в храме, или на расчетный счет (есть на нашем сайте) или еще каким-то образом, спросив об этом настоятеля, который отвечает за поддержание храма и существование его во всех отношениях.  Еще одной формой жертвы на храм является приобретение различных товаров за свечным ящиком. По сути это является разновидностью благотворительности, когда за пожертвования, которые вы хотите направить на нужды храма, вы приобретаете нужную вам вещь. Свечной ящик — не магазин, как может показаться, а именно форма благотворительности храму, поэтому  в нём указаны не цены, а рекомендованные суммы пожертвований. Участие в такой благотворительности исключительно добровольное, но воспринимать свечной ящик в храме, как обычный магазин — неправильно.

Если кто-то жертвует храму продукты, просьба не приносить просроченные или некачественные. Это проявление непочтительного отношения к Богу, Которому молимся, к самим усопшим, ради поминовения которых приносят продукты, а также к церкви, которой это пожертвовано. Жертвовать вино (а также ладан) для служении Литургии лучше то, которое для этого предлагается за нашим свечным ящиком, другое вино для Литургии у нас не подходит. Пожертвовать мясные и рыбные продукты можно, передав их в трапезную, в храм их заносить не надо. Продукты оставляют на столике, называемом канон (или канун), который расположен в левой передней части храма. Там же, на подсвечнике перед небольшим Распятием, ставят свечи за усопших, как проявление нашей молитвы и жертвы за них. Каждую субботу в 8.30 перед каноном служатся заупокойные богослужения по усопшим православным христианам — панихиды. На любые другие подсвечники ставятся свечи «о здравии» ныне живущих.

 

МИЛОСТЫНЯ

 

Евангельским ближним для нас может быть всякий, кто в нас нуждается, просит о помощи, но при этом необходимо иметь рассуждение, чтобы наша милостыня действительно принесла пользу. Подавать милостыню при входе на территорию храма лучше только тем просящим, которые смиренно стоят, а не назойливо пристают к входящим, тем более с плакатом или младенцем на руках (такой «десант» чаще высаживается на большие праздники). Эти люди не слушаются духовенство, никто из них не имеет благословения стоять с плакатами, которые практически всегда являются обманом, они эксплуатируют купленных или украденных младенцев, которых часто накачивают препаратами, чтобы те не плакали; живут эти дети обычно не больше 3 месяцев. Никому не благословляется собирать пожертвования внутри храма или на его территории, но только за церковной оградой. Если вы увидите, что это нарушается, что пристают к прихожанам, сразу сообщайте за свечной ящик. Не поддерживайте такой бизнес псевдонищих, помогите его прекратить хотя бы на нашем приходе!

Кто действительно хочет серьезно помочь малоимущим, пусть обратится к священнику и тот подскажет, кому именно из прихожан нужна ваша помощь. Или просто опустите, сколько можете, в жертвенный ящик, часть средств всё равно пойдет нуждающимся;  деньги можно обернуть запиской, в которой указать, на какие нужды вы хотели бы потратить вашу жертву. Обычно, нуждающиеся прихожане  незаметны, ничем не выделяются внешне и, по скромности, себя не обнаруживают, не стоят на паперти храма, но им надо помогать в первую очередь (1Тим.5.8).

 

ВОПРОСЫ О ВЕРЕ И СПАСЕНИИ

 

При появлении вопросов не стесняйтесь спрашивать знакомого вам священника, это особенно необходимо в начале церковной жизни. Подходить с вопросами лучше после службы или договориться о времени встречи по телефону дежурного священника. Срочный вопрос можно выяснить по тому же телефону.

Советы, вычитанные из книг или услышанные даже от воцерковленных людей, без учета вашей ситуации, могут быть не полезны, поэтому чаще, без ложного стыда, вопрошайте именно знающего вас священника. «Спасение во многом совете», а не в совете со многими, то есть желательно вопрошать кого-то одного, советам кого вы доверяете. Перед тем как спрашивать близкого вам священника, обязательно надо помолиться, чтобы Господь подал через него правильное разрешение вашего вопроса.

К малознакомым духовным лицам за советом лучше не обращаться, в том числе во время паломничества.  Вопросы о семейной жизни лучше не задавать монашествующим. Если неизвестный вам священник начинает настойчиво поучать, давать духовные наставления в приказном тоне, то лучше от него отойти. Вам могут давать только советы, а не обязательные к исполнению указания. Тем более, если их дает не ваш духовник и вы не спрашивали совета. Если после таких «указаний» вы чувствуете смущение, обязательно расскажите об этом опытному священнику.

 

КРЕЩЕНИЕ

 

Для родителей, желающих крестить детей в нашем храме, и будущих крестных по субботам после вечерней службы проходят собеседования со священником. Об этом на стенде и на сайте храма есть объявления. Беседы проводятся для того, чтобы объяснить смысл Крещения и рассказать, как вести церковную жизнь после Крещения. Постоянным нашим прихожанам, как родителям, так и крестным, регулярно причащающимся, кого уже знает священник, приходить на эти беседы не обязательно, но нужно сообщить священнику заранее о планируемом Крещении. Становиться крестным можно только в том случае, если хоть кто-то из родителей пообещает регулярно  причащаться самому и причащать ребенка, это надо оговаривать заранее, до Крещения.  Кто уже стал крестным, должен следить за духовным воспитанием своего крестника, молиться за него, теперь это его обязанность.

Неправильно думать, что одного Крещения, зачастую совершенного во младенчестве, без участия свободной воли крещаемого, достаточно для взрослого человека, чтобы спастись, войти в Царствие Божие. Для спасения необходима еще вера, которая являет себя через послушание Христу, Его заповедям, в том числе, и по отношению ко Святому Причастию.

 

ВЕНЧАНИЕ

 

Смысл венчания — получение помощи Божией для создания домашней Церкви. Поэтому неправильно, если венчание совершается «по традиции, так принято, близкие захотели, нет детей, хочу удержать мужа и др.». Венчание должно совершаться только если жених и невеста являются верующими, послушными Церкви, причащающимися и желающими, чтобы Бог соделал их союз именно домашней Церковью в помощь ко спасению. Все остальные мотивы для венчания будут ложными. Нельзя заставлять вторую половину венчаться. Даже если она уступит на такие уговоры, такой союз не будет домашней Церковью, пока оба супруга не станут церковными людьми. При венчании мужу дается заповедь любить жену, а жене слушаться мужа. Каждый должен исполнять именно свою заповедь, а не следить и требовать исполнения заповеди от второй половины, такая ложная «духовная» ревность разрушает брак. Муж и жена в церковном браке становятся самыми близкими существами друг для друга, дети и родители уже не должны  претендовать на эту роль, это будет искажением замысла церковного брака.

 

ПОСТЫ

 

Церковные указания про ограничения в пище во время больших постов, относятся  к монастырской традиции и не применимы во всей полноте к живущим в миру. Строго следовать их указаниям для большинства сейчас нереально. Каждый определяет меру поста, исходя из своего состояния. Желательно выбирать для себя такой режим поста, чтобы хватало сил выдерживать его до конца, а не поститься лишь первую и последнюю неделю. Нужно учитывать, что Великий и Успенские посты более строгие, чем Петров и Рождественский. Неправильно на постную еду тратить больше средств, чем вне поста. Для беременных, кормящих, болящих, работающих на тяжелых работах пост может полностью отменяться или серьезно облегчаться.

Воздержание в супружеских отношениях в установленные Церковью постные дни (однодневные и многодневные посты) возможно только по взаимному согласию, это не должно быть против воли одного из супругов, по требованию и давлению одной из сторон (1Кор.7.5). В противном случае, такая «ревность не по разуму» может способствовать разрушению семьи. На масленице, святках, светлой седмице запрета на супружеские отношения нет, хотя венчания не совершаются.

Последнюю седмицу Великого поста (Страстную) нужно проводить больше на службах в храме, не отягощая себя в эти дни заботами житейскими: уборкой, готовкой куличей и пасох. Это отвлекает от молитвы, лучше приобрести всё необходимое в магазине и не тратить силы, которые нужны для богослужений. Разговление, освящение куличей и пасох не является необходимым духовным моментом проведения поста, на которое стоит обращать много внимания и прикладывать к этому большие усилия. Можно самому благословить трапезу после Пасхальной службы, если не успели принести куличи и пасхи для освящения в храм, это не имеет большого значения. Главное чтобы сохранились силы для молитвенного присутствия на службах Страстной седмицы и Пасхи и обязательного причащения на них!

 

ВОСКРЕСНАЯ ШКОЛА ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ

 

При храме существует взрослая воскресная школа, которую обычно проводит настоятель после поздней воскресной Литургии в помещении «Ковчега».  От участников школы очень желательна активная заинтересованная позиция в изучении церковного учения.

 

 

ОБ ЭТОЙ ПАМЯТКЕ

 

Необходимость в этой памятке возникла из-за  объективной сложности  устно донести до каждого прихожанина основные дисциплинарные моменты церковной жизни на нашем приходе. Найти готовую брошюру с удовлетворяющим содержанием пока не удалось. В результате чего может возникать неграмотность по существенным церковным вопросам, а также опасность получения неправильной информации из сомнительных источников.

Данная памятка составлена только для прихожан нашего храма и не претендует на универсальность. Демонстрировать и использовать её на других приходах не рекомендуется, там могут быть иные традиции и правила, не вполне совпадающие с вышеизложенными. Поэтому в каждом храме надо ориентироваться на рекомендации местных священников и сложившуюся приходскую практику и не ссылаться на практику нашего храма, это некорректно и справедливо может вызвать недовольство местного духовенства. Но надо помнить, что частая смена храмов, как и частая пересадка дерева, духовных плодов не дает, желательно регулярно посещать какой-либо один выбранный вами храм.

Памятка будет в дальнейшем исправляться и дополняться. Самая последняя её редакция находится на приходском сайте, откуда её можно распечатать. Дата последних существенных изменений, с которыми желательно ознакомиться, указана под заголовком. Бумажные распечатанные варианты могут устаревать, в отличие от электронного. Если у вас есть вопросы, не отраженные в памятке или замечания, просим сообщать об этом любым из способов: на почту храма, священнику после службы или по дежурному телефону, в записке, которую можно опустить в любой жертвенный ящик. Адрес почты нашего храма и телефон дежурного священника размещены на сайте нашего храма в разделе «контакты». Будем очень благодарны за любые конструктивные предложения в доброжелательном христианском духе от всех, ознакомившихся с  этим текстом!