Памятка

Скачать…

ПАМЯТКА ДЛЯ ПРИХОЖАН НАШЕГО ХРАМА

(март 2021)

 

Данная памятка содержит информацию о главных дисциплинарных моментах церковной жизни на нашем приходе и дает некоторые духовные советы.

Памятка периодически исправляется и дополняется, дата последней редакции указывается под заголовком.

Сокращенный вариант памятки называется «Важные моменты церковной жизни», он размещен на нашем сайте и обязателен для ознакомления всеми прихожанами!

СОДЕРЖАНИЕ:

I часть (основная)

  1. Цель церковной жизни
  2. Евхаристия. Святое Причастие
  3. Подготовка ко причащению
  4. После причащения
  5. Причащение детей
  6. Покаяние и исповедь
  7. О молитве
  8. Крещение
  9. Венчание

II часть (дополнительная)

  1. Церковные правила о необходимости причащения
  2. Порядок в храме при богослужении
  3. Свечи, записки, жертва на храм
  4. Милостыня
  5. Пост
  6. Об упокоении
  7. Вопросы о христианстве
  8. Правильно ли вы поняли памятку?

_______________________________

I ЧАСТЬ (основная)

  1. ЦЕЛЬ ЦЕРКОВНОЙ ЖИЗНИ

Цель всех усилий, к которым нас призывает Церковь, — научиться любви и доверию ко Христу, нашему Богу, Который является Источником подлинной, жертвенной любви к ближнему. А также стяжать подлинное Христово смирение, без которого благодать Божия не может к нам приблизиться и удержаться в нас. Основа духовной жизни — это смирение, а вершина ее — жертвенная любовь. Христианская любовь — не чувство, а делание, знание и исполнения наших обязанностей по отношению к Богу и ближнему. Если что-то в жизни совершается с иной целью, не служащей приобретению такой любви и смирения, то это и есть грех в подлинном смысле. Греческое слово «амартия», переведенное на церковнославянский язык как «грех», имеет значение «промах», «мимо цели». То есть грех — это то, что ведет мимо цели, мимо Бога — Любви. Грех есть отпадение от Бога, Который есть жизнь, а значит, грех есть отпадение в смерть. Ни в чем другом, кроме любви к Богу, человек не найдет подлинного удовлетворения и осмысления своей жизни!

Это главное, о чем мы должны знать и помнить, предпринимая любой духовный труд, а также в повседневной жизни и общении с людьми. Это необходимо, если мы хотим, чтобы наша жизнь принесла настоящие плоды, а не была пустоцветом, имитацией духовной жизни, хотя внешне, возможно, и выглядела очень деятельной и нравственной. Проверить же нашу любовь к Богу и смирение можно только нашим отношением к ближнему, подставлением щеки в ответ на личное оскорбление. Другого способа нет! Любовь к ближнему заключается в деятельной жалости к нему («друг друга тяготы носите», Гал. 6.2), в желании спасения ближнего и в молитве об этом. Смирение, духовное рассуждение и жертвенная любовь как вершина добродетелей — вот главное, что мы должны приобрести.

  1. ЕВХАРИСТИЯ. СВЯТОЕ ПРИЧАСТИЕ.

Главным событием в жизни каждого христианина должно быть Святое Причастие, главное средство Богообщения, которое совершается во время Литургии и называется также Евхаристией или Благодарением. Спасительная вера всегда благодарная! Евхаристия включает в себя благодарственные молитвы Богу, освящение хлеба и вина, которые становятся Телом и Кровью Воскресшего Христа, и принятие Святых Даров, благодаря чему нам дается возможность соединиться с Богом, быть причастным Ему во Христе. Причастие является главным смыслом, центром нашего богослужения, которое и совершается ради этого великого Таинства. Причастие — это не только привилегия христиан, но и их обязанность, так как тот, кто знает о причащении, но осознанно его отвергает, тот отвергает Самого Бога!

Мы причащаемся в конце службы, называемой Литургией. Но причащение не всегда связано с богослужением в храме, первые христиане самостоятельно причащались по домам. В наше время так причащаются болящие, которые не могут прийти в храм. Причащаться нам заповедал Сам Спаситель, установивший это Таинство на Тайной Вечере, когда впервые причастил Своих учеников (Мф. 26.26-28; Ин. 6.53-56). Причащение Христу — это не только вкушение Его Плоти и Крови в Таинстве, но и постоянное соединение с Ним через принятие, впитывание Его слов и самой жизни при обязательном условии — очищении своего сердца («не вливают вина молодого в мехи ветхие» Мф. 9.17).

Причащаясь, мы уже здесь, на земле, обретаем единение с Христом Богом, получая оставление грехов, и имеем утешение Святого Духа, помогающее преодолевать скорби этой жизни, неизбежные для тех, кто идет за Христом и старается быть верным Его заповедям (Деян. 14.22). Мы приобретаем силы для жизни, приобщаясь Источнику Жизни. Принимая Тело и Кровь Христовы, мы постепенно исцеляемся духовно, обретаем силы для борьбы с грехом, который ранит и убивает наши душу и тело. Происходит постепенное освобождение от тирании внешней силы, от действия духов злобы поднебесной, которые, пользуясь испорченностью нашей человеческой природы, ее наклонностью ко греху, пытаются нам диктовать свою волю.

Но такие благодатные действия от причащения происходят лишь тогда, когда мы приступаем ко Святой Чаше с сокрушенным сердцем, осуждением себя (т.е. с правильным ощущением своего недостоинства), просьбой об оставлении грехов и помиловании на Страшном Суде, смирением, благоговением, верою и любовью. Приступая ко причащению в ином состоянии, мы причащаемся, что называется, «недостойно», в осуждение. Поэтому всякий раз перед причащением мы должны проверять свое сердце, не укоряет ли оно нас.

Причащаясь на Литургии, мы также соединяемся с другими христианами в единое мистическое Тело Христово — Церковь, которая есть Богочеловеческий организм, собрание верующих во Христа, объединенных вокруг Евхаристической Чаши. Поэтому причащение на службе кроме личного освящения — это еще и проявление любви друг к другу, желание быть вместе во Христе.

Причащаться желательно не реже 1 раза в 3 недели, но можно и чаще. Приступать к Таинству Причащения можно всякий раз, когда есть желание очиститься и укрепиться духовно, когда человек осознает необходимость соединения с Богом и имеет чистую совесть. Главные условия причащения — это «страх Божий» (сокрушенное сердце, внутренний плач о грехах), а также вера и любовь ко Христу Спасителю. Взрослым прихожанам, желающим причаститься, нужно стараться приходить к началу Литургии, в крайнем случае не позже чтения Евангелия.

Препятствием ко причащению являются состояние озлобленности, гнева, наличие тяжких неисповеданных грехов, в том числе блуда, а также непрощенные обиды, нежелание примиряться. Блуд это не только физическая близость с разными партнерами, как нередко ошибочно думают, но и любая плотская связь вне брака. Нельзя причащаться и тем, кто пребывает в блудном сожительстве, называемом в народе «гражданским браком», т.е. тем, кто не регистрирует свои отношения в ЗАГСе (кроме отдельных редких ситуаций, которые индивидуально обсуждаются со священником). Также препятствует причащению применение контрацептивов абортивного действия (спираль, некоторые гормональные средства), т.к. их действие может приравниваться ко греху убийства ребенка во чреве (аборту).

Кто состоит в зарегистрированном, но невенчанном браке (сам желает венчаться, но вторая половина еще не готова), причащаться может. Церковь признает такой зарегистрированный брак, не считает его блудом. Но в этом случае тот из семейной пары, кто еще не готов к венчанию, не допускается и ко причащению. Он пока еще не верует в Церковь, призывающую освящать брак своих чад Таинством Венчания для создания домашней Церкви.

  1. ПОДГОТОВКА КО ПРИЧАЩЕНИЮ

Главный момент подготовки ко причащению — это вся наша жизнь в согласии с Евангелием и участие в Божественной Литургии. Бог подает благодать в таинствах, сеет семя, но помочь благодати удержаться и действовать в нас, изменяя и освящая нашу природу — это уже является нашей заботой, подобно заботе садовника.

Литургия совершается церковным собранием, молитвами всей общины во главе со священником. Очень хорошо, если удастся накануне побывать на вечернем богослужении, особенно в большие праздники, так как именно оно наиболее полно раскрывает суть праздника, его особенности.

Единственным каноническим правилом о подготовке ко причащению (41 правило Карфагенского собора) является требование причащаться натощак, то есть утром после пробуждения не есть и не пить. Это так называемый евхаристический пост перед причащением. Понятие «натощак» не относится к прекращению еды в полночь и к принятию необходимых лекарств, их можно принимать, едой они не являются. Больным, беременным и кормящим причащаться натощак не обязательно, все зависит от их состояния. Например, при диабете, если требуется, можно вкушать пищу в качестве лекарства перед причастием. При причащении болящего на дому или в больнице ему можно принимать пищу до причащения, особенно если это происходит не утром.

Утром перед причащением можно чистить зубы, не боясь что-либо проглотить. Если вы случайно проглотили воду или, почувствовав себя плохо, выпили воды, это не является препятствием для причащения, в этом не надо исповедоваться. Случайное попадание чего-то в желудок — это не еда и не питье в собственном смысле, как и проба (а не еда) в пост непостной пищи в процессе ее приготовления для кого-то. Утром перед причащением нужно постараться воздержаться от употребления табака.

Если таинство Св. Причащения происходит ночью (на Пасху, Рождество Христово) или вечером (на Литургии Преждеосвященных Даров в Великий пост), рекомендуется полное воздержания в еде и питье перед причащением не менее 6 часов (документ «Об участии верных в Евхаристии», пункт II.2).

Практика приуготовительного поста в пище перед причащением может быть такова: тем, кто причащается раз в месяц и чаще, можно ограничиться накануне только постным ужином или вообще причащаться без какого-либо дополнительного поста в пище накануне (документ «Об участии верных в Евхаристии», пункт II.1). Кто причащается реже, тому желательно попоститься хотя бы один день. Для больных, беременных и кормящих пост перед причастием не обязателен.

При этом не следует забывать обязательные для всех православных христиан посты в среду (когда Христа предали) и в пятницу (когда Христа распяли), а также четыре многодневных поста. Но есть особые периоды, «сплошные седмицы», когда отменяется пост даже в среду и пятницу, в эти седмицы причащаются совсем без поста. Это: святки (период между Рождеством Христовым и Крещением), седмица о мытаре и фарисее (после одноименного первого из четырех воскресений подготовки к Великому посту), сырная седмица — масленица (но уже не разрешается мясо), светлая седмица (после Пасхи), Троицкая седмица (после Троицы).

Для тех, кто будет причащаться, всегда полагается супружеское воздержание в ночь перед причащением. Накануне нужно стараться избегать увеселительных мероприятий.

Настроить свою душу перед причащением помогает чтение «Последования ко Святому Причащению» из молитвослова, которое состоит из одного канона и десяти молитв. Эти молитвы передают нам драгоценный опыт святых отцов, составивших их, помогают душе переключиться, настроиться на соответствующий лад. Смысл чтения «Последования» не в формальном вычитывании, а в соответствующем настрое, которое оно помогает приобрести. Лучше прочитать со вниманием не все правило, чем весь объем молитв, но торопясь и без сердечного участия. Молитвы из «Последования ко Святому Причащению» читаются также в нашем храме перед каждой Литургией за 15 минут до ее начала. Кто не смог их прочесть дома, может прослушать в храме. Но главная молитвенная подготовка ко Св. Причащению — это все же участие в самой Литургии и проверка себя (со всеми ли у нас мир, не держим ли обиду и осуждение на кого-то).

Само «Последование ко Святому Причащению» не является «пропуском» ко Причастию, невыполнение его не должно служить препятствием к принятию Святых Таин, преградой между человеком и Богом. То, насколько мы сможем воспринять и удержать благодать в таинстве Св. Причастия, зависит прежде всего от духовного труда в течение всего периода от последнего причащения. Не должно быть ложного фарисейского самодовольства от выполнения внешних предписаний, признания себя достойным Причастия после такого молитвенного и постного трудов. Все имеющиеся силы и внимание нужно направлять прежде всего на то, чтобы беречь себя от осуждения, обид и прочих проявлений гордыни, «подставляя левую щеку, когда ударили по правой» в различных конфликтах, прежде всего с близкими, так как без борьбы с гордостью все прочие духовные упражнения безрезультатны и даже могут привести к обратному эффекту, лишь увеличивая грех гордыни.

На Светлой седмице (первая неделя после Пасхи) те, кто постился Великим постом, могут причащаться ежедневно и не постясь накануне, но при этом ограждая себя от неумеренного потребления пищи и пития. В период с Пасхи и до Вознесения в качестве подготовительного правила ко Св. Причастию принято читать канон Пасхи и молитвы перед причащением. Аналогичная практика причащения на каждой Литургии может быть распространена и на период Святок (дни между Рождеством Христовым и Богоявлением).

Самые частые отговорки, которые употребляют, чтобы не причащаться, следующие:

  • «Не готов». Но, как сказано выше, ничего сложного для подготовки ко причастию не требуется. Главная подготовка ко встрече с Господом — не разовые усилия перед причащением, а ежедневная христианская жизнь, постоянная борьба с грехом. Молитвы перед Причастием можно прослушать и в храме за 15 мин перед Литургией, поэтому нечтение «Последования ко Святому Причащению» никак не может являться оправданием отказа от причащения. Это особенно актуально для тех, кто относится к такой вычитке как к пропуску на Причастие что печально, и совершенно искажает смысл этих молитв. Если родители позовут нас пообщаться, мы никогда им не ответим, что не готовы, что не постились и не читали правило. Почему же такое совершенно абсурдное оправдание мы приводим, отказываясь общаться с главным Родителем, Христом Богом? Причастие — это сама жизнь, источник Жизни, разве можно быть к нему готовым или нет? «Приступая к причащению через год, неужели ты думаешь, что сорока дней тебе достаточно для очищения твоих грехов за все время?… Ты шутишь, человек! Говорю это не с тем, чтобы запретить вам приступать однажды в год, но более желая, чтобы вы непрестанно приступали к Святым Тайнам» (свт. Иоанн Златоуст).
  • «Недостоин». Причастие Св. Христовых Таин — не награда достойным, а «лекарство для больных». «О человек! Ты недостоин Причастия? Тогда ты недостоин и слышать молитвы Литургии» (прп. Никодим Святогорец). Такое чувство недостоинства — это лжесмирение, которое не пускает нас к Богу, отторгает от Него. Господь всякий раз зовет нас на пир, а мы отказываемся, прикрываясь недостоинством. «Как позванный на пир бесчестит пригласившего, если сядет за трапезу и не приобщится ее, так и присутствующий на литургии бесчестит божественную трапезу, удаляясь от нее» (свт. Иоанн Златоуст). Человек никогда не будет «достоин» Господа. Когда кто-то считает себя достойным Св. Причастия, то именно в таком гордом состоянии причащаться как раз нельзя. В благодарственных молитвах после причащения мы благодарим Господа за то, что Он «мене недостойного причаститися… сподобил еси». Нужно помнить, что Христос назвал достойными Его лишь тех, кто любит Его больше, чем отца и мать, сына или дочь и несет Крест свой (см. Мф.10:37,38). Если и проверять себя на «достойное состояние», то прежде всего по этому критерию, а не по объему вычитанного и количеству поста. Надо также задуматься, почему нас так осуждает совесть, что мы, прожив неделю, даже исповедавшись, вытащив наружу свою скверну, не можем подойти к Чаше. Если человек понимает, что не живет христианской жизнью между причастиями, и боится, что, причащаясь, навлечет на себя скорби, то нужно исправлять жизнь, а не идти по пути дальнейшего падения, отказываясь по ложному смирению («недостоин») принимать призывающего к Себе Христа. Этот отказ лишь закрепляет в нас греховное состояние, и мы продолжаем «благочестиво» прятаться от Господа подобно согрешившему Адаму. «В суд и осуждение» будет скорее отвержение Бога в Святых Тайнах, чем соединение с Ним, с осознанием своего недостоинства. Также надо помнить, что Евхаристия — это не только личное освящение, но и Таинство единения христиан во Христе, церковного собрания и объем подготовки к этому никак не может быть критерием достойного причащения!
  • «Страх привыкания ко святыне». Но по этой логике нужно вообще реже бывать в храме, реже молиться, реже читать Священное Писание, чтобы не привыкнуть. Или хотя бы, помолившись на вечернем богослужении и на первой половине Литургии, уходить вместе с оглашенными (некрещенными, теми, кто не может причащаться), чтобы не привыкать и к Евхаристическому канону. Разве может, к примеру, сирота, вдруг обретший своих родителей, к ним привыкнуть? Ему хочется всегда быть с ними, и это желание не ослабевает от постоянного общения.
  • «Я недавно причащался, поэтому просто помолюсь, благодать причащения во мне еще сохраняется». Но тогда можно сказать: «Зачем снова молиться, если я вчера уже молился?» Причастие, как и молитва, это ведь и общение с Богом, его не может быть много. Причащаемся же мы не чаще раза в день вероятно, потому что Тайная Вечеря была лишь однажды в день. Раньше из тех, кто присутствовал в храме до конца Литургии, не причащалась лишь особая категория прихожан, которым это было на время запрещено, т.н. «купностоящие». Остальные прихожане, кому запрещалось причащаться, выходили раньше или стояли вне храма. Теперь мы сами себя наказываем, определяем в эту категорию, добровольно отлучая себя от причастия, что является самочинием, греховной ревностью не по разуму.

Поэтому нет приемлемых оправданий для отказа от Причастия. Это равносильно отказу от Самого Христа, говорящего: «Приимите, ядите, сие есть Тело Мое… Пийте от нея вси, сия есть Кровь Моя». «Кто удаляется от Святых Тайн, тот удаляется от Бога!» (прп. Каллист Ангеликуд), ведь этим он уже не считает себя тем грешником, ради которого пришел Христос. Кто не хочет принимать Христа, тот не может быть членом Церкви, Которая есть Тело Христово. Литургия служится именно для причащения, и только причастники участвуют в ней в полной мере (см. 9 Апост. прав., 2 прав. Антиох. соб.).

Причащение за каждой Литургией — не призыв к сверхчастому причащению, но лишь восстановление правильного отношения к Литургии и соблюдение церковных правил, осуждающих лишь «выслушивание» Литургии без участия в ней через Св. Причащение. Именно подобные явные, ничем не обоснованные нарушения канонов ведут к разрушению Церкви, учения о ней, реализуемого через каноны.

Если все же причаститься никак не получается, то можно уйти с Литургии после Евангелия и возгласа «оглашенные изыдите», так как для того, чтобы просто помолиться, вполне достаточно присутствия на первой части Литургии и на вечернем богослужении накануне. Кто остается на вторую часть, Литургию верных, должен уже быть готов «ко взлету», к соединению со Христом.

Нужно также понимать, что христианская община существует только вокруг Евхаристии, которая невозможна без причащения, иначе и Церковь как общность верующих во Христа, объединенных вокруг Чаши, перестает существовать. Причастие — не индивидуальное, личное дело (хочу — причащусь, хочу — нет), это и обязанность христиан, а не только их право. Это дело всей общины, к которой вы себя относите, любовь во Христе к членам которой вы реализуете через причащение. Не причащаясь совместно, вы разрываете духовную связь с общиной и друг с другом во Христе.

  1. ПОСЛЕ ПРИЧАЩЕНИЯ

Целовать Чашу после причастия не обязательно, в случае большого количества причастников это сильно затягивает время и к тому же создает опасность разлить Чашу. Молитвы после причащения можно прослушать в храме, если они читаются во время целования Креста, или прочитать самому дома. Прикладываться к иконам можно только после запивки. Не надо курить сразу после причащения, нужно какое-то время потерпеть, кто сколько сможет. Существует также требование воздержания от супружеского общения в день Причастия, но не в ночь, так как это уже следующий церковный день. Зубы вечером в день причащения чистить можно, но если вы причащались на Литургии Преждеосвященных Даров во второй половине дня (вечером), то чистить их не надо.

  1. ПРИЧАЩЕНИЕ ДЕТЕЙ

Мы причащаем детей с целью приблизить их ко Христу, приобщить их к благодати Божией. Причастие ради здоровья или любых иных целей является грехом и может негативно отразиться на ребенке. Насильственное причащение вырывающегося ребенка недопустимо. Причащать детей чаще, чем причащаются сами родители, неправильно, так как для духовного развития ребенка определяющее значение имеет непосредственно вера родителей, выражающаяся в их жизни, в их духовном состоянии. Жизнь детей в атмосфере молитвы имеет не меньшее значение, чем причащение.

Младенцев и детей лучше причащать на небольших службах, а не в большие праздники и воскресенья. Причем приходить можно к концу Литургии, к самому причащению (или уже после Литургии, когда еще раз выходим причащать), чтобы они не шумели во время службы. Младенцы всегда причащаются первыми. Если все же есть желание причастить ребенка в праздник, то лучше приезжать после второй (поздней) Литургии к 11:20 (или к 10:20 если это рабочий день), когда в храме посвободнее, чтобы не создавать излишней суеты.

Сами родители, если хотят причаститься, должны быть на Литургии хотя бы с момента чтения Евангелия. Родителям нужно индивидуально обсудить со священником, как им самим причащаться в случае частых опозданий на службу из-за детей. Но причастие родителя, который приходит на Литургию только к ее концу, не должно становиться постоянной практикой.

Детей примерно до семи лет можно кормить утром перед причащением, чтобы они не капризничали, с возрастом постепенно уменьшая количество еды. Грудных младенцев утром лучше кормить поменьше, чтобы уменьшить вероятность срыгивания после причащения. После семи лет (условный возраст, так как все по-разному переносят голод) дети причащаются уже натощак и, по мере осознания своих грехов, постепенно начинают исповедоваться. Обычно дети начинают исповедоваться в возрасте от 7 до 10 лет, но строгих границ нет: частота исповеди и возраст, когда ребенку надо ее начинать, индивидуальны, у каждого своя мера. Нельзя требовать от ребенка исповедоваться перед каждым причастием. Это обычно превращает исповедь в формальность, когда ребенок автоматически говорит заученный список одних и тех же грехов, совершенно не переживая за них, но зато умиляет родителей. Родители могут подсказать ребенку его грехи и вместе с ним написать их. Но писать исповедь вместо ребенка, когда он сам не участвует в ее составлении и не понимает, что в ней написано, неправильно. От детей не требуется поститься и читать молитвы перед причащением, но для них важен и поучителен пример молящихся родителей. Это помогает осознать, что Бог есть и с Ним можно и нужно общаться. Постепенно, по мере взросления, детям можно предлагать молиться перед Св. Причастием (читать хотя бы одну-две молитвы) и накануне ужинать постной пищей.

Родители, следите за своими детьми в храме! Если ребенок не успокаивается, лучше выйти на время из храма, чтобы не мешать совершению богослужения. Приводите маленьких детей на вечернюю службу, только если сможете контролировать их поведение, в противном случае лучше оставаться дома.

Если ребенок или взрослый имеют признаки острого инфекционного заболевания, то до выздоровления им не нужно посещать храм.

В Великий пост среди недели (не в субботу и воскресение) служится Литургия Преждеосвященных Даров. На ней в Русской православной церкви, в отличие от Греческой, не причащают совсем маленьких детей, которые не могут вкушать твердую пищу. Святые Дары на Литургии Преждеосвященных Даров не освящаются, а причащаются заранее освященными твердыми Дарами, которые младенец не сможет физически вкусить.

  1. ПОКАЯНИЕ И ИСПОВЕДЬ

Под покаянием (по-гречески «метанойя» — изменение ума, мыслей), в собственном смысле этого термина, понимают радикальную перемену человеком своих взглядов и ценностей, пересмотр всего своего существования при соприкосновении с живым Богом. Покаяние лежит в основе духовной жизни, без него молитва прекратится или приведет к прелести, а в Св. Причащении души не коснется благодать. Только чистое сердце, омытое слезами покаяния, может узреть Бога (Мф. 5.8), без этого все труды и таинства будут бесплодны.

В первые века христианства через публичное (в присутствии всей общины) раскаяние в отпадении от Церкви в результате тяжкого («смертного») греха происходило воссоединение кающегося с Церковью, а значит, и с Богом. Поэтому это таинство еще называется «вторым крещением», «крещением слезами».

Со временем из монашеской среды с педагогической целью пришла практика частной исповеди мелких прегрешений друг другу (“исповедайте друг другу грехи своя” Иак. 5:16), которые не отлучают нас от Церкви, но могут готовить почву нашего сердца к совершению более тяжких грехов. Примерно к IX веку публичное покаяние было полностью заменено тайной исповедью, близкой к той, которую мы имеем сейчас. До этого времени никакой исповеди перед причащением, тем более обязательной, не было, она никак не была с ним связана.

Исповедь, во время которой человек покаянно открывает свои грехи Богу в присутствии свидетеля — священника и получает отпущение грехов, — это завершающий момент Таинства Покаяния. Мы исповедуемся Богу, обращаемся с исповедью к Нему, священник лишь свидетельствует о нашем покаянии. В настоящее время исповедь служит уже не только для воссоединения с Церковью, но и является духовным инструментом для постепенного исцеления нашей воли, без чего прощенные грехи снова и снова будут вырастать из нашего гнилого корня. Надо осознавать, что значение имеет не столько сам грех как некое событие, сколько наше осознанное удаление от Бога. А оно уже проявляется через этот грех, особенно в том случае, когда нас не принуждают ко греху, а мы сами, своей волей выбираем его. Такая ситуация гораздо серьезнее.

Смысл исповеди заключается именно в сердечном покаянном крике к Богу о помощи, об исцелении от греха, что и понимается под словом «прощение», «помилование», а не просто признание существования самого факта греха. Усилия, предпринятые человеком в борьбе с грехом, именно они ходатайствуют перед Богом об искренности покаяния гораздо больше, чем слова.

Только увидев в себе греховную страсть — болезнь, признав ее, можно ее победить (как, например, при алкоголизме). Если же мы всякий раз будем думать, что это случайно получившийся, не свойственный нашему естеству грешок, то наша страсть никуда не денется. Покаянное видение своих грехов, а не просто совершение правильных поступков — в этом отличие христианской духовности от мирской нравственности.

Утром мы просим у Бога помощи в борьбе в течение дня именно с конкретными грехами, которыми сильнее всего больны, которые сильнее всего тяготят нас, чтобы Господь помог от них удержаться и не пасть. Если все же совершаем грех, то тут же должны укорять себя, просить прощения и помощи, можем даже сразу записать серьезный грех, чтобы не забыть его открыть на исповеди. Можно также творить поклоны, чтобы тело тоже участвовало в борьбе с грехами. Вечером проверяем свою совесть, каемся в совершенных преступлениях заповедей и снова просим о помощи, об избавления от конкретных греховных болезней души.

Бог спасает не всех грешников, а только кающихся. Покаяние заключается не в одних лишь чувствах и словах, но также в делах, совершая которые, мы препятствуем греху развиваться в нас. Это, прежде всего, молитва, дающая силы к сопротивлению, посильный пост и причащение (которое подается также и «во оставление грехов», т.е. в помощь для преодоления их). Творение добрых дел, не обязательно противоположных совершенному греху, также помогает в борьбе с ним. Устранение тех моментов, которые способствуют, подталкивают ко греху, также очень важно («Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя» Мф. 5:29, «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых» Пс.1:1), особенно если грех уже перерос в трудноизлечимую страсть. Страсть, у которой уже сложно подрубить ставшие мощными корни, но можно засушить, обрывая листву обстоятельств, питающих греховную страсть. Если мы не прибегаем к этому, то делаем себя еще более удобопреклоненными ко греху, позволяем греху побеждать нас и распространяться через нас в мире. Самым же надежным препятствием ко греху является любовь к Богу, страх потерять связь с Ним и желание духовной свободе во Христе от рабства, диктата греха, что и проявляется в покаянии.

В нашем храме исповедь происходит после каждого вечернего богослужения, в конце ранней Литургии и за 15 мин до начала поздней (или единственной). Также по необходимости исповедуем и причащаем после Литургии.

Предпочтительнее исповедоваться вечером, особенно перед большими праздниками. Если исповедуетесь утром перед Литургией, исповедь желательно написать (подписав внизу свое имя), так как утром для нее меньше времени. После исповеди целовать Крест и Евангелие и брать благословение не обязательно, достаточно один раз перекреститься и поклониться.

Исповедь и причастие не являются обязательно связанными, следующими друг за другом таинствами (например, священники не исповедуются перед каждым причащением, даже если есть такая возможность в многоштатных приходах, хотя они такие же грешники, как и их прихожане). Не надо ее воспринимать как некую «стерилизацию» души в духовном «автоклаве» перед причащением. К исповеди нужно прибегать всякий раз, когда этого требует совесть, хоть каждый день, если есть возможность, но не по графику или только потому, что предстоит причащаться, как некий «пропуск», чтобы подойти к Чаше. Старайтесь избегать формальной, без сердечного сокрушения, исповеди, лишь бы «выдавить» из себя хоть какой грех, чтобы потом идти причащаться с чувством ложного самоуспокоения. Такая исповедь не даст плодов и выработает греховную привычку механически относиться к Таинству.

Те прихожане, кто исповедовался не больше одного месяца назад (примерно), могут причащаться в нашем храме без исповеди, если за этот период не совершили тяжких грехов. Специального благословения на причастие в этом случае брать не нужно. К Чаше всегда нужно подходить с сокрушенным сердцем, перед Чашей покаянно воздыхая к Богу о своих повседневных прегрешениях. Каждый вечер необходимо исповедовать свои грехи, в том числе греховные помыслы, Богу.

В помощь для составления исповеди можно использовать труд архимандрита Иоанна (Крестьянкина) «Опыт построения исповеди» и другие подобные брошюры, которые можно найти в нашем храме за свечным ящиком. При этом нужно с осторожностью относиться к некоторым подобным работам, в которых стараются без рассуждения, механически перечислить все возможные существующие грехи. Такое чтение может привести человека больше к смущению, чем к покаянию. Ко грехам относятся, главным образом, нарушения заповедей Божиих и то, в чем обличает совесть, при этом надумывать грех («может быть грешен…») не надо. Также не нужно увлекаться мелочным самокопанием, делая акцент на различных дисциплинарных нарушениях (например, нарушениях поста и невычитанных молитвах, что является лишь средствами, которыми мы вольны свободно распоряжаться), теряя из виду главное, в чем нужно каяться, — нелюбовь и несмирение, проявляемые в разных формах. Все это может привести к псевдодуховным состояниям и расстройству нервной системы. Кто не знает в чем исповедоваться, вспомните хотя бы заповедь о почитании 7 дня и родителей, когда вы в последний раз были в храме и причащались, как вы относитесь к родителям. Начните исправляться хотя бы в этом.

На исповеди не следует оправдывать себя, винить других в своем грехе, говорить о грехах других, рассказывать пространные истории, исповедоваться общими словами («во всем грешен»), рассказывать о своих добродетелях и добрых поступках, победах над грехом, умышленно утаивать грех, говорить о грехе, в котором уже исповедовался, если он не повторялся. Исповедь всегда должна быть предметной и конкретной, а именно в том, в чем вас обличает совесть и за что вам действительно стыдно, без длинных предысторий. Семейным людям не нужно исповедоваться в подробностях интимных супружеских отношений, которыми они вольны распоряжаться по своему усмотрению без вмешательства священника в эту сферу. Общее «техническое» правило исповеди: «ничего не скрывать, говорить прямо, не округлять» (прп. Амвросий Оптинский).

Надо помнить, что исповедь — не духовная беседа, поэтому обсуждать свои духовные и жизненные проблемы лучше в отдельном разговоре после службы, чтобы не искажать покаянный смысл исповеди.

  1. О МОЛИТВЕ

К молитве, как и ко всякой добродетели, нам приходится себя понуждать. Наша человеческая природа, испорченная грехом, сопротивляется молитве, а злые духи, отпавшие от Бога враги нашего спасения, чинят всяческие препятствия. Ведь молитва помогает сохранять памятование о Боге, что чрезвычайно важно. Молитва — это не только просьба о чем-то или благодарение и славословие Бога, но, прежде всего, пребывание в единении с Творцом.

Старайтесь придерживаться пусть небольшого, но постоянного молитвенного правила. Состав молитв, входящих в обязательное молитвенное правило, в свою очередь, не является обязательным и принудительным, но добровольным. Кроме молитв из утреннего и вечернего правила в него можно включать Священное Писание (особенно Новый Завет и Псалтирь), Иисусову молитву, акафист Благовещению (есть в любом молитвослове). Также очень полезна молитва своими словами. Не важно, сколько вы успеете прочитать в отведенное время, не обязательно, чтобы это были полностью все молитвы, предлагаемые в молитвослове (не будем «как язычники в многословии думающие будут услышаны» Мф.6, 7). Важно лишь, чтобы ваше сердце и ум участвовали в предстоянии перед Богом, потому что молитва — это не произнесенные слова, а пребывание в живом присутствии Божием, единение с Ним. Живому Богу нужно наше живое сердце, а не затраченное время и вычитанные тексты.

Лучше всего выполнять молитвенное правило по частям, например за три подхода, чередуя с обычными дневными делами. Само по себе молитвенное правило не является самоцелью, и в случае его выполнения не надо этим гордиться, а если не удалось его выполнить, не надо смущаться. Необходимо, чтобы молитва «держала» нас, поддерживала в нас духовное бодрствование в течение дня. Именно исходя из этого и определяем ее оптимальное количество, меньше которого мы начинаем духовно застаиваться, заболевать и пребываем в опасном греховном расслаблении, легко впадая из-за этого в грехи.

Иисусову молитву («Господи, Иисусе Христе, помилуй мя» или ее длинный вариант «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго/грешную») хорошо произносить почаще, в простоте, не ища от нее ничего, кроме покаяния. Прп. Исаак Сирин: “Вся ткань молитвы твоей да будет немногосложна. Одно слово мытаря спасло его, и одно слово разбойника на кресте сделало его наследником Царства Небесного”. Свт. Игнатий (Брянчанинов): «Лучше краткая и частая молитва, чем продолжительная с продолжительными промежутками».

Иисусова молитва — это наше духовное дыхание, она проста и удобна, ее можно произносить сидя, лежа или при ходьбе. Этой молитвой можно, при желании, заменять утреннее или вечернее правило, читая ее по времени столько, сколько обычно вы молитесь. Если определенное ее количество входит в ваше обязательно правило, то, при возможности и желании, хорошо иногда сочетать молитву с поклонами, чтобы в ней участвовало и тело. Например, на каждую Иисусову молитву можно делать поясной поклон (с крестным знамением), а на каждую десятую (или 25, смотря, какие четки) добавлять еще и земной поклон (по желанию), утруждая себя.

При этом не надо заниматься «творением молитвы», что уже является монашеским деланием и исполняется только под руководством наставника, опытного в делании Иисусовой молитвы.

Молитва за других может быть успешной лишь в состоянии боли за человека, подлинного переживания и собственного смирения, осознания недостоинства своей молитвы. Часто мы хотим сразу же увидеть ее плоды, но нужно отдавать их на волю Божию.

В трудных жизненных обстоятельствах, как бы не было тяжело, чаще прибегайте к молитве-славословию «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе!».

  1. КРЕЩЕНИЕ

Крещение мы совершаем по послушанию Христу, Он так велит. Крещение — это таинство, соединяющее человека с богочеловеческим Телом Церкви и рождающее человека для жизни со Христом и во Христе. Церковь — это Сам Христос Бог, с Которым соединены те, кто Ему верит и любит, желает быть с Ним. После крещения человек избавляется от насилия нашей порченной природы (но не изменяет ее одномоментно), ему становятся доступными силы, с помощью которых он может сопротивляться совершению личному греху, к которому влечет порченная природа.

Детей крестят по вере их родителей, пока дети маленькие, неразделимы с родителями и не могут самостоятельно принимать решение. В Крещении детей испрашивается у Бога добрая совесть для детей, а не обещается то, что дети дать не могут, и подается им т.н. «отпущение грехов», как благодатная помощь для преодоления последствий праотеческого греха, для победы над диктатом враждебной силы в нашей природе, склоняющей ко греху.

Крещение младенца не является насилием над его свободой, как и рождение на свет без его ведома. Крещение и есть рождение, но духовное, для жизни с Богом. При этом нельзя говорить, что некрещеные дети идут в погибель, апеллируя к словам Евангелия «кто не родится от воды и Духа, не войдет в Царство Небесное». Ведь в том же Евангелии сказано «кто не имеет веры осужден будет», но это не применяется к младенцам. Никогда в истории Церкви не было обязательного крещения младенцев, что видно на примерах трех самых великих учителей Церкви (святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст), крестившихся в сознательном возрасте, имея родителей христиан, среди которых были и святые. 14.000 святых вифлеемских младенцев также не были крещены.

После совершения таинства Крещения дальнейшее поддержание связи с Церковью происходит через причащение Тела и Крови Христовой. Пребывание в Теле Христа, в Церкви, но не внешнее, формальное, а истинное и есть спасение. Церковь — это тот новый Ноев Ковчег, в котором мы спасаемся среди гибнущего мира.

В нашем храме по субботам после вечерней службы (около 18:30) проходят собеседования священника с родителями, желающими крестить детей, и будущими крестными. Беседы проводятся для того, чтобы объяснить смысл крещения и рассказать, как вести церковную жизнь после него. Информация о том, что нужно для крещения, есть на нашем сайте.

Постоянным прихожанам нашего храма, которые стараются причащаться каждый месяц (как родителям, так и крестным), приходить на эти беседы не нужно, необходимо лишь заранее в храме договориться со священником о крещении. Присутствие в храме на самом крещении родителей очень приветствуется, они могут держать, кормить и успокаивать своего ребенка. Имя ребенку обычно дается из списка тех имен, которые есть в святцах (в перечне святых), такова традиция нашей церкви. Но допустимо называть именами, которых нет в наших святцах, как это делается в других поместных церквах. Именины (или тезоименитство) — это день памяти святого, в честь кого назван человек в крещении. День ангела — это день совершения Таинства Крещения.

Становиться крестным лучше лишь в том случае, если хотя бы один из родителей вашего будущего крестника пообещает регулярно причащаться сам и будет причащать ребенка. Этот вопрос оговаривается заранее. Приемные родители могут становиться крестными у своих приемных детей, это лишь укрепит их связь. Кто уже стал крестным, должен следить за духовным воспитанием своего крестника, молиться за него, теперь это его обязанность. Неправильно думать, что для спасения человека достаточно одного крещения, зачастую совершенного во младенчестве, без участия свободной воли крещаемого, чтобы спастись, войти в Царствие Божие. Для спасения необходима еще истинная вера Божия, которая являет себя через послушание Христу, Его заповедям, в том числе, и по отношению ко Святому Причастию. Подобно тому, как посеянное семя должно найти подготовленную почву и далее поливаться, удобряться и очищаться от сорняков, так и мы должны трудиться, чтобы удержать и приумножить благодать Божию. Привитая ветка только тогда живет, когда сохраняет питательную связь со стволом, так и мы живем, только если очищаем духовные сосуды от грехов, позволяя по ним двигаться живительным благодатным сокам. Крещение ради «получения ангела-хранителя» извращает смысл таинства.

В случае смертельной опасности, если рядом нет священника, то крестить может любой крещеный человек. Для этого он должен три раза покропить крещаемого крещенской или простой водой со словами: «Крещается раб Божий [имя] во имя Отца, аминь (кропить), и Сына, аминь (кропить), и Святаго Духа, аминь (кропить)». Потом, когда появится возможность, нужно, чтобы уже священник миропомазал крещеного. Если через крещение человек входит в жизнь Церкви, то через миропомазание подаются дары Святого Духа, подобно тому, как это было при схождении Святого Духа в Пятидесятницу.

  1. ВЕНЧАНИЕ

Смысл венчания заключается в созидании домашней Церкви, в призывании Божией помощи в этом деле. Поэтому неправильно, если венчание совершается «по традиции», «так принято», «близкие захотели», «нет детей», «хочу удержать мужа» и др. Венчание должно совершаться только если жених и невеста являются верующими, послушными Церкви, причащающимися и желающими, чтобы Бог соделал их союз именно домашней Церковью в помощь ко спасению. Все остальные мотивы для венчания будут ложными и не принесут должного результата. Нельзя заставлять вторую половину венчаться формально, без веры. Даже если она уступит на такие уговоры (иногда даже будучи некрещеной, утаив это), такой союз не будет настоящей домашней Церковью, пока оба супруга не станут церковными людьми.

При венчании мужу дается заповедь любить жену, а жене — слушаться мужа. Каждый должен исполнять именно свою заповедь, а не следить и требовать исполнения заповеди от второй половины, такая ложная «духовная ревность» разрушает брак. В конфликтах оба супруга должны стараться подставлять другую щеку, исполняя заповедь (Мф. 5.39), не копя обиды, где как не в семье в этом совершенствоваться. «Супруги, не будьте взаимноупруги», — говорил прп. Амвросий Оптинский, должны работать духовные амортизаторы, чтобы каждая кочка на пути не сотрясала семейный организм.

Муж и жена в церковном браке становятся единым целым, самыми близкими существами друг для друга, и дети и родители уже не должны претендовать на эту роль, это будет искажением замысла церковного брака. На первом месте для супружеской пары должен быть Бог, потом они сами друг для друга, а потом уже дети и родители. Нарушения такого порядка, когда дети или родители становятся значимее, чем вторая половина, однозначно разрушает семью.

Надо знать, что т.н. «гражданский брак», то есть ситуацию, когда мужчина и женщина живут вместе, не регистрируя свои отношения в ЗАГСе без уважительной причины, Церковь приравнивает к смертному греху блуда, именуя это блудным сожительством, так как обычно не регистрируют отношения когда не доверяют до конца друг другу, не хотят нести друг за друга груз ответственности, в том числе материальной, не готовы становиться навсегда полноценной семьей.

Быть счастливыми в семье (а зачастую, удержать ее от распада) для христиан возможно только во Христе, только если относиться к браку как к таинству, как к домашней Церкви, а не просто сожительствовать, как принято в миру. Необходим тяжелый совместный труд, смирение обоих супругов, чистота помыслов, чтобы пожать подлинную радость. Без такого возвышенного, мистического взгляда на брак и без подвижничества очень сложно семье сохраниться.

Заповедь «плодиться и размножаться» была дана в раю, а не после изгнания из него. Семья создается не для продолжения рода, а прежде всего для избегания греха и помощи друг другу в спасении. Если человеческий род завершится, это не будет катастрофой, так как христиане как раз ждут второго прихода Христа, молятся об этом и о завершении мучительной истории человечества всеобщим воскресением.

II ЧАСТЬ (дополнительная)

  1. ЦЕРКОВНЫЕ ПРАВИЛА О НЕОБХОДИМОСТИ ПРИЧАЩЕНИЯ

Церковь, руководствуясь Христовой заповедью (Лк.22.19-20), призывает к регулярному Причащению Святых Тайн и утверждает, что не сможет духовно выжить в этом мире, сохранить верность Христу тот, кто, будучи просвещен в этом вопросе, сознательно избегает причащения. В случае длительного отсутствия христианина на воскресных собраниях, а именно пропуска подряд трех воскресных Литургий без уважительной причины (болезни, неотложные работы), Церковь, согласно 80 правилу VI Вселенского Собора, с сожалением свидетельствует о том, что такой человек отошел от нее, так как он самим делом демонстрирует, что не желает иметь общение с Церковью. Наша вера «воскресная», в Христа Воскресшего, поэтому празднование именно воскресного дня так важно для христиан.

Учитывая, что в древности причащались за каждой Литургией, это правило призывает причащаться не реже одного раза в три недели. Невнимание к этому правилу имеет серьезные духовные последствия, ведь без дисциплины невозможна победа в войне, а тем более в войне духовной против «духов злобы поднебесной» (Еф.6.12). Неправильное отношение ко причащению, нежелание постоянно соединяться с Богом на Литургии было одной из причин, приведших к церковной катастрофе в России в XX веке, к постепенному превращению православного народа в толпу безбожников.

Своими правилами Церковь утверждает необходимость реального участия в Литургии, причащения для всех присутствующих, а не просто «слушания Литургии», что осуждается этими правилами (Ап. 9, Антиох. 2). Кто не причащается, тот намеренно ослабляет себя в борьбе с грехом, дает греху силы и свободу действовать, является его пособником, отказываясь принимать данное Богом лекарство.

Воссоединиться с Церковью после длительного оставления без уважительных причин Литургии (и, соответственно, причащения) возможно лишь через Таинство Покаяния («второе крещение»), которое будет действенным только тогда, когда человек пожелает от всего сердца исправиться и приложит к этому усилия.

Людям, пришедшим в Церковь недавно, необходимо увеличивать частоту причащения постепенно, обязательно советуясь с духовником. Причащаясь и получая помощь от Бога, мы и сами должны подвизаться, чтобы благодать Божия не тащила нас волоком, что может быть очень болезненно, а сопутствовала нам на духовном пути.

  1. ПОРЯДОК В ХРАМЕ ПРИ БОГОСЛУЖЕНИИ

В храме категорически нельзя одергивать кого-либо или навязываться с поучениями. Прп. Пимен Великий говорил: «Учить ближнего столько же противно смиренномудрию, как и обличать его», а свт. Игнатий Брянчанинов писал: «Тщеславие и самомнение любят учить и наставлять». Замечания может делать только священник или те, кого он на это благословил. Если вы видите, как кто-то проявляет излишнюю ревность, постоянно поучая и зачастую распространяя суеверия и ложную информацию, сообщите об этом священнику или человеку, стоящему за свечным ящиком. Этим вы оградите других прихожан от таких поучений, могущих принести вред.

Во время главных моментов Литургии — при чтении Евангелия и на Евхаристическом каноне (после пения «Верую…» и до пения «Достойно есть») — просьба не ходить по храму, не заниматься свечами (ставить, снимать, передавать, тушить их), ничего не брать за свечным ящиком, который закрывается на это время. Ставить или передавать свечи, прикладываться к иконам, писать записки лучше до или после Литургии, а не во время нее. Не стоит на это тратить драгоценное время богослужения, к тому же отвлекая других от молитвы!

Женщинам в женские дни можно присутствовать и петь на службе, прикладываться к иконам, принимать святую воду и просфору, как об этом пишет современный подвижник, сербский патриарх Павел.

Покрытие всеми женщинами головы на службе — это древняя русская церковная традиция. Если опираться строго на Писание, то из религиозных соображений покрывать голову на службе обязаны только замужние женщины. Если стоите перед выбором: хочется по пути зайти в храм, но нет платка или юбки, то обязательно заходите. Если пожелаете, у нас за свечным ящиком всегда можно взять на время платок или юбку (если нет службы, можно обойтись и без этого). При личной молитве (например, дома) покрывать голову не обязательно.

На богослужении желающие могут негромко подпевать хору знакомые песнопения, например «Верую» или «Отче наш», отвечать «Господи, помилуй» на прошения священника. Не надо подпевать хору из храма, если вокруг прихожане молчат, чтобы их не отвлекать. Постоянные прихожане, которые хотят не просто подпевать, а полноценно петь в хоре, могут взять на это благословение священника и приходить на спевки.

Если во время богослужения рассеивается внимание или звучат непонятные тексты, на которых сложно молитвенно сосредоточиться, то можно читать Иисусову молитву, чтобы ум не блуждал, или подпевать хору, как сказано выше. Можно помолиться за знакомых, окружающих вас в храме, это дело любви, ради которого (в том числе) мы собираемся вместе на службу, а также молитвенно вспомнить своих близких.

В дополнение к поданным запискам, можно на проскомидии (непосредственно перед возгласом на начало Литургии) помолиться о членах Церкви вместе со священником, который в это время вынимает частицы из просфоры. После первого трезвона колокольчика можно поминать о здравии (молитвенно воспоминая по имени живущих православных христиан), после второго трезвона — об упокоении, а после третьего прекращаем поминовение. Также хорошо поминать после самого важного момента Литургии, евхаристического канона, когда хлеб и вино стали Плотью и Кровью Христовыми (а именно после возгласа священника: «Изрядно о Пресвятей, Пречистей, Преблагословенней…»).

Креститься на ектениях на каждое прошение не обязательно, старайтесь не создавать суеты частым наложением крестного знамения и поклонами. Земной поклон на Литургии полагается, когда непосредственно перед причащением открываются царские врата и выносится Святая Чаша. Если в храме много народу, то земные поклоны можно вообще не совершать, чтобы не создавать неудобства окружающим. Вообще не положено совершать земные поклоны (кроме указанного выше момента) в воскресный день, в двунадесятые праздники, в период между Рождеством Христовым и Богоявлением (на святках), от Пасхи до Пятидесятницы (совершенно без земных поклонов). Во время пения Херувимской земной поклон делать не надо, так как выносится не Тело и Кровь Христовы, а лишь приготовленные для освящения хлеб и вино.  При возгласе «Святая святым» — также нет земного поклона.

Стоять во время службы обязательно только во время чтения Евангелия, на Евхаристическом каноне (после «Верую» до пения «Достойно есть») и при выносе Святой Чаши перед причащением. В остальное время на богослужении можно сидеть, особенно при болезненном состоянии.

У подсвечников не должно быть никого «главного». Желающие следить за чистотой подсвечников должны взять на это благословение настоятеля. Но при этом нельзя командовать другими прихожанами, которые ставят свечи, указывать им, что и как делать, забывая о собственной молитве и увлекаясь свечами. У подсвечника должно быть минимум движений, без суеты; не нужно переставлять свечи, «красиво» их выстраивая, что отвлекает от службы и демонстрирует отсутствие молитвы у таких «помощников». Если наблюдаете у подсвечника такое поведение, сообщайте священнику.

После возгласа «Оглашенные, изыдите» завершается Литургия оглашенных и начинается Литургия верных. В этот момент в Древней Церкви из храма уходили «оглашенные» — те, кто еще только готовились ко крещению и пока не могли причащаться. Во время Литургии верных приготовленные хлеб и вино по молитве церковной общины становятся Телом и Кровью Христовой, а все присутствующие на этой части службы обязательно причащались, если не находились под временным отлучением от причащения за какие-либо грехи.

  1. СВЕЧИ, ЗАПИСКИ, ЖЕРТВА НА ХРАМ

Содержание храма и священника — это обязанность прихожан. Прося у Бога помощи себе, нужно вспомнить, а помогаете ли жертвенно вы сами Дому Божию, которым является храм, или перекладываете эту обязанность на других?

Записки и свечи являются выражением, символом нашей молитвы, соединенной с пожертвованием, подобно жертвенным животным в Ветхом Завете. Возжигание свечи перед иконой также является одним из моментов (как и молитва, каждение) чествования святых, чьи образа изображены на ней. Сами по себе свечи и записки не являются обязательным элементом церковной жизни, не нужно придавать им сакрального значения, это не таинства, без которых нельзя обойтись. Раньше свечи использовались, главным образом, для подсветки в храме.

Не стоит воспринимать пожертвование за свечи и записки в категориях «дешево» или «дорого», т.к. жертвовать или нет — это ваш выбор. Мы же не ставим финансовых условий, например, на благотворительной ярмарке. Бог примет молитву и без записок и свечей, если просто от сердца воздохнуть во время Литургии, молебна или панихиды. Жертва нужна не Богу, а самому жертвователю: через нее проявляются вера и любовь, которые без дел не существуют. В Ветхом Завете было принято расходовать на сферу религиозной жизни не менее десятой части своих доходов; сколько и в какой форме жертвовать сейчас, пусть каждый решает по расположению своего сердца. Христос не требует от своих детей никакой обязательной мзды, Он Сам всего Себя нам отдает. Но ответственность за содержание храма лежит на всех прихожанах. Также надо помнить слова: «если праведность ваша не превзойдет праведность книжников и фарисеев…», в том числе и в отношении жертвы на храм.

Наш храм очень нуждается в вашей помощи. Приход собирает средства для ремонтно-строительных работ по храму и приходским помещениям, коммунальных платежей, помощи нашей епархии, зарплаты сотрудникам, приобретения товаров для свечного ящика, богослужений и функционирования всего храмового комплекса. Свечи и записки являются одной из форм жертвы — помощи храму, в котором вы молитесь и который обязаны содержать. Свечи, приобретенные в другом месте, теряют свой смысл жертвы на наш храм, но наоборот, это обкрадывание храма. Очень просим у нас их не использовать, надеемся на ваше понимание и смирение. Такие свечи лишь добавляют храму проблему очистки от копоти и демонстрируют равнодушие к его нуждам. К тому же некоторые свечи из-за химических добавок могут быть опасны своими выделениями при сгорании, особенно для детей.

Храму также можно помочь, положив пожертвование в любой из ящиков для пожертвований в храме. Можно сделать перевод на расчетный счет (указан на нашем сайте), помочь еще каким-то образом, спросив об этом настоятеля, который отвечает за поддержание храма и его существование. Всегда существует множество вещей, в которых нуждается храм, и которые вы можете помочь приобрести.

Еще одной формой жертвы на храм является приобретение различных товаров за свечным ящиком. По сути своей — это разновидность благотворительности, когда за пожертвования, которые вы хотите направить на нужды храма, вы приобретаете нужную вам вещь. Свечной ящик — не магазин, как может показаться, а именно форма благотворительности в помощь храму, поэтому на выставленной утвари и книгах указаны не цены, а рекомендованные суммы пожертвований. Участие в такой благотворительности добровольное, но воспринимать свечной ящик в храме, как обычный магазин — неправильно.

Если кто-то жертвует храму продукты, просьба не приносить просроченные или некачественные. Это проявление крайне непочтительного отношения к Богу, Которому молимся, к самим усопшим, ради поминовения которых приносятся продукты, а также к Церкви, которой это пожертвовано. Логично, что продукты жертвуют те, кто как-то связан с их производством, знает хороших поставщиков или хочет, чтобы кого-то помянули во время трапезы. Тогда необходимо написать на бумаге имя того, кого нужно помянуть, и вложить в пакет с пожертвованными продуктами. В остальных случаях правильнее пожертвовать просто деньги, а на них храм сможет приобрести действительно необходимое, в т.ч. и продукты. Сами продукты совершенно не имеют какого-то особенного, сакрального значения, чтобы жертвовать именно их. Продукты оставляют на столике, называемом «канон» (или «канун»), который расположен у нас в левой части храма. Там же, на подсвечнике перед небольшим Распятием, ставят свечи за усопших как проявление нашей молитвы и жертвы за них. На любые другие подсвечники ставятся свечи с молитвой «о здравии» ныне живущих.

Если наши постоянные прихожане хотят, чтобы священник знал, за чьих близких он молится и осознанно их поминал, то они могут вверху подаваемой записки приписать, кто ее подал, чтобы можно было вас ясно идентифицировать. Если требуется срочная и сугубая молитва, то можно записку передать лично священнику, пояснив проблему, или написать сообщение на телефон дежурного священника.

В записках пишут имена людей, принадлежащих Церкви. За тех, кто отвергает Христа, Святую Троицу, за самоубийц записки на Литургию не подаются, даже если они и были крещены. Но молиться за них самим можно, особенно если это ваши близкие.

  1. МИЛОСТЫНЯ

Всякий, кто в нас нуждается или просит о помощи, — наш ближний, в евангельском понимании этого слова. Но при этом необходимо иметь рассуждение, чтобы наша милостыня действительно принесла пользу. Подавать милостыню при входе на территорию храма можно только тем просящим, которые смиренно стоят, а не назойливо пристают к входящим. Тем более если стоят с плакатами, фотографиями детей, младенцами на руках или демонстрируют костыли и физические недостатки. Такой «десант» чаще всего высаживается на большие праздники. Эти люди не слушают духовенство, никто из них не имеет благословения стоять с плакатами, которые практически всегда являются обманом, бывает, они эксплуатируют купленных или украденных младенцев (сразу вызывайте полицию в этом случае, где бы это не происходило).

Никому не благословляется собирать пожертвования внутри храма или на его территории. Если вы увидите, что это нарушается, что такие «нищие» пристают к прихожанам, сразу сообщайте человеку, стоящему за свечным ящиком. Не поддерживайте такой бизнес, помогите его прекратить хотя бы на нашем приходе!

Кто действительно хочет серьезно помочь малоимущим, пусть обратится к священнику, и тот подскажет, кому именно из прихожан нужна ваша помощь. Или просто опустите, сколько можете, в жертвенный ящик, часть средств все равно пойдет нуждающимся. Деньги можно обернуть запиской, в которой указать, на какие нужды вы хотели бы потратить вашу жертву. Обычно нуждающиеся прихожане незаметны, ничем не выделяются внешне и, по скромности, себя не обнаруживают, стоя на паперти храма, но как раз им мы должны помогать в первую очередь (1Тим.5.8).

  1. ПОСТ

Самоограничение в пост способствует уменьшению нашей извращенной, эгоистичной «любви к себе» и помогает развитию подлинной, жертвенной Христовой любви. В этом цель поста, как и любого действия в Церкви. Прекращение, по возможности, вкушения мяса и прочей скоромной пищи также помогает, напоминает нам о необходимости перестать «есть» людей, если хотим войти в Царствие Божие, перестать быть «пожирателем», потребителем всех и вся, что свойственно падшему миру. Не менее важно воздержание во время постов от легкомысленных развлечений в интернете. Учитывая наши российские реалии, отказ в пост от крепких спиртных напитков и вина, мог бы выйти на первый план по важности для пользы души и тела, хотя уставом это пока не предусматривается.

Пост — это свобода, попытка усиленного освобождения от диктата страстей. Очень удобно в это время, когда все делают некие усилия, попытаться начать освобождаться от мучительства какой-то одной страсти, а потом приняться за другую.

Хорошо во время постов перечитывать Св. Писание, например, Великим постом прочесть все Евангелие, а в Рождественский пост — Деяния и Послания.

Изначально пост предполагал полный отказ от пищи и соблюдался только в среду и пятницу, несколько дней перед Пасхой, а также накладывался по желанию индивидуально в другие дни. Остальные посты появились позже. Апостол Павел дает свободу в посте: «кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест» (Римл. 14.3). Появившийся впоследствии церковный канон (69 «апостольское» правило IV века) говорит об обязательности для всех христиан постов лишь в среду, пятницу и Великого поста, но не регламентирует их строгость.

Церковные указания про ограничения в пище во время больших постов относятся к монастырской традиции и не применимы к живущим в миру. Строго следовать их указаниям для большинства мирян крайне сложно или даже совсем нереально, для них такой устав поста это «бремена тяжелые и неудобоносимые» (Мф.23.4). Поэтому каждый сам определяет свою меру поста (в т.ч. в супружеских отношениях), исходя из состояния и ситуации, благословения на это брать не надо. Нужно учитывать, что Великий и Успенские посты более строгие, чем Петров и Рождественский. По субботам и воскресениям пост облегчается. Для беременных, кормящих, болящих, работающих на тяжелых работах пост в пище серьезно облегчается вплоть до полной его отмены.

Воздержание в супружеских отношениях в постные дни (однодневные и многодневные посты) возможно только по взаимному согласию, это не должно быть против воли одного из супругов, по требованию и давлению одной из сторон (1Кор.7.5). В противном случае такая «ревность не по разуму» может способствовать разрушению семьи. К тому же в уставе вообще нет указаний на пост в супружеских отношениях, так как устав поста составлялся монахами, для которых данная тема не является актуальной. На масленице, святках, светлой седмице хотя венчания не совершаются, но запрета на супружеские отношения нет.

В последнюю неделю перед Пасхой, Страстную седмицу, нужно проводить больше времени на службах в храме, не отягощая себя в эти дни чрезмерными заботами житейскими (уборкой, готовкой). Разговение, освящение куличей, пасох, яиц и прочего не является необходимым духовным моментом, на которое стоит обращать много внимания и прикладывать к этому большие усилия. Можно самим дома пропеть пасхальный тропарь («Христос воскресе из мертвых…») и перекрестить или покропить пасхальные снеди. Главное, чтобы сохранились силы для молитвенного присутствия на службах Страстной седмицы и Пасхи, и обязательного причащения на них! Сами пасхи и куличи никакого особого символического или таинственного значения не имеют. Они приносятся для благословения их священником с целью вкушения этой скоромной пищи после Пасхи теми, кто постился Великим постом и причащался на Пасху, и не более того.

На праздничных богослужениях в конце длительных Рождественского и Великого постов (праздники Рождества Христова, Пасха) индивидуальная исповедь в нашем храме проводится только на вечернем богослужении. Перед Литургией (ночью и утром) в эти праздники у нас бывает только общая исповедь (для успевших исповедаться во время поста). Кто исповедовался во время любого длительного поста и не имеет тяжких неисповеданных грехов, может в конце поста причащаться без исповеди. Великим постом так причащаться особенно актуально (из-за большого количества причастников), начиная с Вербного воскресенья и до Пасхи включительно (а также во всю Светлую седмицу). На Страстной седмице мы должны больше думать о жертве Спасителя, принесенной за нас, а на Пасху и в Светлую седмицу радоваться Христову Воскресению, а не думать о собственных грехах и их исповедании, так как этим можно было заниматься весь пост. Поэтому обязательно во время длительных постов старайтесь неоднократно исповедоваться и причащаться, не откладывая это на перегруженный конец поста.

  1. ОБ УПОКОЕНИИ

Человек живет столько, сколько для него нужно, чтобы сделать деятельный и окончательный выбор своей вечности. Мы должны молиться, чтобы Господь не забирал нас раньше, прежде чем мы не будем всецело принадлежать Ему, не станем Его чадами на веки. «Господи, не забирай меня, прежде чем я не буду Твоим», — молился прп. Порфирий Афонский. Наше нынешнее тело испорчено грехами первых людей и нашими собственными и не годится для вечности, должно быть изменено. Поэтому оно временно оставляется душой до всеобщего воскресения, когда оно уже преображенное снова воссоединится с душой для вечной жизни.

Церковь молится об упокоении своих чад. Для этого существуют несколько вариантов поминовения за упокой. Это поминовение на панихиде (специальная заупокойная служба) и на Литургии. На Литургию можно подавать как разовые поминовения, так и длительные на разные сроки. Сорокоуст — поминовение на всех Литургиях, которые служатся в данном храме в течение 40 дней. Также возможно поминовение на другие сроки (полгода, год).

В особые дни поминовения усопшего (обычно это 3, 9, 40 день и годовщина смерти) можно заказать панихиду, подать записку об упокоении на Литургию, пожертвовать некоторую сумму в храм за усопшего. Трапезы в эти дни организуют, чтобы люди в благодарность за угощение молитвенно помянули усопшего. Если нет возможности, то можно собираться на трапезу и поминать не строго в указанные даты. Первые 40 дней после смерти очень хорошо читать подряд всю Псалтирь (или хотя бы 118 псалом, т.е. 17 кафизму) по усопшему, кто сколько сможет ежедневно, и потом молиться своими словами о прощении согрешений усопшего и принятии его в Царствие Небесное.

На Литургии, в добавление к запискам, мы также сами молитвенно вспоминаем своих усопших, прежде всего до ее начала, когда совершается проскомидия, на которой священник поминает членов Церкви (особенно перед началом Литургии, после второго трезвона колокольчика из алтаря). А также во время заупокойной ектении (если такая произносится на Литургии) и после евхаристического канона (а именно после возгласа священника: «Изрядно о Пресвятей, Пречистей, Преблагословенней…»). Каждую субботу в нашем храме в 8:30 служится панихида.

Отпевать и подавать записки об упокоении на Литургию можно только за крещеных в честь Святой Троицы христиан, которые не отреклись от своей веры. За совершивших грех самоубийства подавать записки на Литургию нельзя (даже в т.н. родительские субботы), но за них можно молиться самому, особенно если это близкие вам люди, а также подавать милостыню в храм.

  1. ВОПРОСЫ О ХРИСТИАНСТВЕ

При появлении духовных вопросов прежде всего с верой и от всего сердца вопрошайте Бога. Также не стесняйтесь спрашивать вашего знакомого священника. Это особенно важно в начале церковной жизни.

В нашем храме подходить к священнику с вопросами лучше после службы или можно договориться о времени встречи по телефону дежурного священника. Срочный вопрос можно выяснить по тому же телефону, позвонив или написав.

Советы, вычитанные из книг или услышанные даже от воцерковленных людей в храме, но не учитывающие вашу конкретную ситуацию, чаще будут не полезны, а то и вредны, поэтому чаще, без ложного стыда, вопрошайте именно знающего вас священника. «Спасение во многом совете», а не в совете со многими, то есть желательно вопрошать кого-то одного, кому вы доверяете. Перед разговором со священником помолитесь, чтобы Господь подал через него правильное разрешение вашего вопроса.

Литературу о практической христианской жизни лучше выбирать из тех книг, которые адресованы именно живущим в миру, а не монахам, чтобы не смущаться и не унывать от прочитанных там советов и не впадать в бесплодную мечтательность.

К незнакомым духовным лицам за серьезным советом, касающимся вашей личной жизни, лучше не обращаться, в том числе и во время паломничества. Существует также опасность исповеди у незнакомых священников, особенно в монастырях, которые могут давать тяжелые епитимьи или благословения без согласования с вами.

Вопросы о семейной жизни можно задавать монашествующим, если они опытные известные духовники и к ним благословил обратиться хорошо знакомый вам священник. Если неизвестный вам священник начинает настойчиво поучать, давать духовные наставления в приказном тоне, манипулируя вами, то лучше воздержаться от общения с ним. Вам могут давать только советы, а не обязательные к исполнению указания, тем более если их дает не ваш духовник и вы не спрашивали совета. Если после таких «указаний» вы чувствуете смущение, обязательно расскажите об этом знакомому священнику. Послушание священнику может быть только свободным, а если оно вынужденное, под давлением или манипуляцией, то оно разрушительно и не приносит плодов.

Сами также не стремитесь поучать других, особенно если вас не просят об этом. Нужно жить так, чтобы люди сами захотели узнать больше о нашей вере, а не навязываться с поучениями. Принцип научения вере: сначала полюбите тех, кого хотите просвещать, потом пусть они вас полюбят, и только после этого можно их чему-то пытаться учить. Чтобы ваше слово подействовало на сердце, нужно говорить от сердца, а любовь сама найдет нужные слова. Сначала привлеките человека любовью, а потом уже пытайтесь объяснять ему его обязанности перед Богом. Общаясь и дискутируя с инославными христианами, помним: «мы домогаемся не победы, а возвращения братьев, разлука с которыми терзает нас» (свт. Григорий Богослов). При этом надо быть крайне терпеливыми и внимательными, «чтобы не давать повода ищущим повода» (2 Кор.11:12).

При нашем храме существует воскресная школа для взрослых, занятия в которой обычно проводит настоятель храма после поздней воскресной Литургии. На сайте храма в разделе «Духовное просвещение» публикуются полезные материалы о вероучении и духовной жизни, а также размещается пополняемая приходская медиатека (это ссылки на полезные крупные видео-, аудио-, текстовые ресурсы интернета и на отдельные публикации в сети: книги, статьи, лекции, фильмы и прочее). Существует наша страничка в контакте «Духовная аптека», где собираются и публикуются краткие духовные поучения.

Наш приходской интернет-канал с полезными духовными материалами дублируется в нескольких соцсетях. Все ссылки на интернет-ресурсы храма есть на приходском сайте.

  1. ПРАВИЛЬНО ЛИ ВЫ ПОНЯЛИ ПАМЯТКУ?

Благодарим вас за усилие, потраченное на изучение этой памятки. Чтобы проверить, правильно ли вы ее поняли, ответьте на вопрос: «В чем цель вашей церковной жизни?» Ответ для проверки себя находится в первом разделе.