Памятка

 

Скачать…

ПАМЯТКА ДЛЯ ПРИХОЖАН НАШЕГО ХРАМА

(июль 2018)

 

Данная памятка содержит информацию о главных дисциплинарных моментах церковной жизни на нашем приходе, даёт некоторые общие духовные советы, а также отвечает на частые вопросы прихожан.

Разделы:

  1. Цель церковной жизни
  2. Об этой памятке
  3. Святое Причастие
  4. Подготовка ко Причастию
  5. Молитва
  6. Покаяние и исповедь
  7. Причащение детей
  8. Порядок в храме при богослужении
  9. После Причастия
  10. Церковные правила о необходимости причащения
  11. Свечи, записки, жертва на храм
  12. Милостыня
  13. Вопросы о вере и спасении
  14. Крещение
  15. Венчание
  16. Пост
  17. Тест на понимание памятки

 

  1. ЦЕЛЬ ЦЕРКОВНОЙ ЖИЗНИ

 

Цель всех усилий, к которым нас призывает Церковь, научиться любви ко Христу, нашему Богу, Источнику подлинной любви! А также стяжать подлинное Христово смирение, без которого благодать Божия не может к нам приблизиться и удержаться. Основа духовной жизни- это смирение, а вершина её — любовь. Если что-то в жизни совершается с иной целью, не служащей приобретению такой любви и смирения, то это и есть грех в подлинном смысле. Греческое слово «амартия», переведенное на церковнославянский язык как «грех», имеет значение «промах», «мимо цели». То есть грех — это то, что ведет мимо цели, мимо Бога-Любви. Грех есть отпадение от Бога, Который есть жизнь, а значит грех есть отпадение в смерть.

Это главное, о чем мы должны знать и помнить, предпринимая любой духовный труд, а также в повседневной жизни и общении с людьми. Это необходимо, если мы хотим, чтобы наша жизнь принесла настоящие плоды, а не была пустоцветом, имитацией духовной жизни, хотя внешне, возможно, и очень деятельной. Проверить нашу любовь к Богу и смирение можно только нашим отношением к ближнему, другого способа нет!

 

  1. ОБ ЭТОЙ ПАМЯТКЕ

 

Данная памятка составлена только для прихожан нашего храма, включает в себя ряд предписаний, помогающих сориентироваться в церковной жизни на нашем приходе и не претендует на большее. На других приходах могут быть иные традиции и правила, не вполне совпадающие с изложенными здесь. Поэтому в каждом храме надо ориентироваться на рекомендации местных священников и сложившуюся там приходскую практику и не ссылаться на практику нашего храма, это некорректно и может вызвать справедливое недовольство. Но надо помнить, что частая смена храмов, как и частая пересадка дерева, духовных плодов не дает, должно быть постоянство в посещении какого-либо одного храма. А также не нужно ставить эти внешние дисциплинарные моменты во главу угла, помня, что христианство требует от нас обязательного исполнения лишь Христовых заповедей, а все остальное является только подспорьем в этом, а не условием нашего спасения.

Памятка периодически исправляется и дополняется, дата последней правки указана под заголовком. Если у вас есть вопросы, не отраженные в памятке или замечания, просим сообщать об этом любым из способов: на почту храма, лично священнику после службы или по дежурному телефону, в записке, которую можно опустить в любой жертвенный ящик. Адрес почты нашего храма и телефон дежурного священника размещены на сайте нашего храма в разделе «контакты». Будем очень благодарны за любые замечания и предложения!

Данную памятку можно также использовать для просвещения ваших знакомых, которые хотят начать посещать наш храм. Для этого распечатайте её с нашего сайта или дайте на неё ссылку. Желательно периодически перечитывать эту памятку, освежая в памяти ранее прочитанное и знакомясь с внесенными изменениями.

 

  1. СВЯТОЕ ПРИЧАСТИЕ

 

Главным событием в жизни каждого христианина должно быть Таинство Святого Причащения, когда мы соединяемся с Христом Богом, принимая под видом хлеба и вина истинные Тело и Кровь Богочеловека Иисуса Христа. Причастие является главным смыслом, центром нашего богослужения, которое совершается ради этого Таинства. Причащаться нам заповедал Сам Спаситель, установивший это Таинство на Тайной Вечере, когда впервые причастил Своих учеников (Мф.26.26-28; Ин.6, 53-56).

Причащаясь, мы уже здесь, на земле, обретаем единение с Христом Богом, оставление грехов, имеем утешение Святого Духа, помогающее преодолевать скорби этой жизни, неизбежные для тех, кто идет за Христом и верен Его заповедям (Деян.14.22). Принимая Тело и Кровь Христовы, мы постепенно исцеляемся духовно, обретаем силы для борьбы с грехом, который ранит и убивает наши душу и тело. Но исцеление происходит лишь тогда, когда мы приступаем ко Святой Чаше с сокрушенным сердцем, осуждением себя, просьбой об оставлении грехов и помиловании на Страшном Суде, смирением, благоговением, верою и любовью. Приступая ко Причащению в ином состоянии, мы причащаемся, что называется, «недостойно», в осуждение.

Таинство Причащения обычно совершается утром, на службе, называемой Литургия. Причащаться лучше как можно чаще, желательно не реже 1 раза в 3 недели. По необходимости можно причащаться несколько дней подряд (например, на Святках, на праздниках, следующих друг за другом, при болезни или в паломнической поездке). Приступать к Таинству Причащения можно всякий раз, когда есть желание очиститься и укрепиться духовно, когда человек осознает необходимость соединения с Богом и имеет чистую совесть. Главное условие причащения — это сокрушенное сердце, внутренний плач о грехах.

Препятствием ко причащению может быть состояние озлобленности, гнева, наличие тяжких неисповеданных грехов (в том числе блуда) или непрощенных обид, нежелание примиряться. Нельзя причащаться и тем, кто пребывает в блудном сожительстве, называемом в народе гражданским «браком», т.е. не регистрирует свои отношения в ЗАГСе (кроме отдельных редких ситуаций, которые надо индивидуально обсудить со священником). Также препятствует причащению применение контрацептивов абортивного действия (спираль, гормональные средства), т.к. это приравнивается ко греху убийства ребенка во чреве (аборту).

Кто состоит в зарегистрированном, но не венчанном браке (сам желает венчаться, но вторая половина еще не готова), может причащаться. Церковь признает такой зарегистрированный брак, не считает его блудом. Но, в этом случае, тот из семейной пары, кто ещё не готов к венчанию, не допускается к причащению. Он пока еще не верует в Церковь, призывающую освящать брак своих чад Таинством Венчания для создания домашней Церкви.

 

  1. ПОДГОТОВКА КО ПРИЧАЩЕНИЮ

 

Главный момент подготовки ко Причащению — это участие в Литургии с самого её начала. Не правильно, когда взрослый причащается, придя на Литургию уже после чтения Евангелия. Литургия совершается церковным собранием, молитвами всей общины во главе со священником. Очень хорошо, если удастся накануне побывать на вечернем богослужении, особенно в большие праздники, так как именно оно наиболее полно раскрывается суть праздника, его особенности.

Тем, кто собирается приступить к Таинству Причастия, следует утром после пробуждения не есть и не пить. Причащаться надо натощак, если позволяет физическое состояние. Прекращать принятие пищи не обязательно с полуночи, можно и позже, но воздержания в еде и питье перед причащением обычно составляет 4-6 часов (так называемый, евхаристический пост). Однако немного простой воды с утра можно выпить, если есть большая потребность, исповедоваться в этом не надо. Больным, беременным и кормящим причащаться натощак не обязательно, всё зависит от их состояния. Например, при диабете можно кушать перед причастием, так как это часто необходимо по медицинским показаниям. Жизненно необходимые лекарства перед причащением всем можно принимать. При причащении болящего на дому самому болящему можно принимать пищу до Причастия, особенно, если это таинство происходит не рано утром. Зубы утром перед Причастием лучше чистить, не боясь что-либо проглотить, это не еда и не питье в собственном смысле, как и проба (а не еда) в пост непостной пищи в процессе её приготовления для кого-то. Утром перед Причастием нужно постараться воздержаться от употребления табака.

Перед ночной пасхальной службой вечером можно чем-то подкрепиться, покушать непосредственно перед тем, как идти ночью на службу. Это и будет временем окончания принятия пищи перед Пасхальной службой для желающих причащаться на ней.

Практика поста в пище (отказа от мясных и молочных продуктов) перед причастием в нашем храме такова. Тем, кто причащается раз в месяц и чаще можно ограничиться накануне только постным ужином или вообще без него, если утром внезапно решили причащаться. Кто причащается реже, тому желательно попоститься один день. Хотя никакого обязательного канона, сколько дней поститься перед причащением нет и причащаться можно в любом случае. Также для больных, беременных и кормящих пост перед причастием не требуется.

При этом не следует забывать обязательные для всех православных христиан посты в среду (когда Христа предали) и в пятницу (когда Христа распяли), а также четыре многодневных поста. Но есть особые периоды, «сплошные седмицы», когда отменяется пост в среду и пятницу: святки (период между Рождеством Христовым и Крещением), седмица о мытаре и фарисее, сырная седмица (масленица, исключается мясо), светлая седмица (после Пасхи), Троицкая седмица (после Троицы). В эти седмицы причащаются совсем без поста.

Для тех, кто будет причащаться, всегда полагается супружеское воздержание в ночь перед Причастием.

Настроить свою душу перед Причастием помогает чтение «Последование ко святому Причащению» по молитвослову, состоящее из одного канона и десяти молитв. В таких молитвах нам передается драгоценный опыт святых отцов, составивших их. Это помогает душе переключиться, настроиться на соответствующий лад. Полностью ли читать последование или взять из него только несколько молитв, каждый решает сам. Смысл не в формальном вычитывании, а в соответствующем настрое, который эти молитвы помогают приобрести. Молитвы из «Последование ко святому Причащению» также читаются в нашем храме перед каждой Литургией за 15 минут до её начала. Непосредственно перед выносом Чаши на Литургии у нас также полностью читается канон перед причащением, за исключением поздней воскресной Литургии и больших праздников (двунадесятых, престольных). Кто причащается несколько дней подряд, может только один раз прочесть «Последование ко святому Причащению».

Само «Последование ко святому Причащению» не является «пропуском» ко Причастию, невыполнение его не должно служить препятствием ко причащению, преградой между человеком и Богом. Молитвы, как и пост, перед Причастием лишь помогают душе воспринять благодать Божию. А сколько мы сможем её воспринять и удержать, зависит от духовного труда в течение всей жизни. Все имеющиеся силы и внимание надо направлять, прежде всего на то, чтобы следить за чистотой души, беречь её от осуждения и прочих грехов, исполнять заповеди о любви, смирении и вере. А контролировать выполнение различных предписаний непосредственно перед Причастием (молитвенных правил, постов) можно, если на это останутся силы, а не наоборот. Не должно быть ложного фарисейского самодовольства от выполнения внешних предписаний, признания себя достойным Причастия после такого молитвенного и постного трудов.

На Светлой седмице (после Пасхи) те, кто постился Великим Постом, стараются причащаться ежедневно и не постятся перед Причастием. Перед причащением в этот период принято читать пасхальный канон и молитвы перед причащением. То же читают и в последующий период до Вознесения.

Самые частые отговорки, которые употребляют, чтобы не причащаться, следующие:

  • «Не готов». Но, как сказано выше, особой подготовки Причастие не требует, достаточно нормальной христианской жизни, именно она должна быть подготовкой ко встрече с Господом, а не разовые усилия перед причащением. Молитвы перед Причастием, как сказано выше, всегда можно прослушать перед Литургией, поэтому нечтение «Последования ко святому Причащению» никак не может являться оправданием отказа от причащения. Это особенно актуально для тех, кто относится к такой вычитке, как к пропуску на Причастие, что печально и совершенно искажает смысл этих молитв. Если родители позовут нас пообщаться, мы никогда им не ответим, что не готовы, что не постились и не читали правило. Почему же такое совершенно абсурдное оправдание мы приводим, отказываясь общаться с главным Родителем, Христом Богом?
  • «Не достоин». Это ложное смирение, человек никогда не будет «достоин» Господа. Наоборот, когда кто-то считает себя достойным Причастия, то в таком гордом состоянии причащаться нельзя. Также надо задуматься, почему нас так осуждает совесть, что мы, прожив неделю, даже исповедавшись, вытащив наружу свою скверну, не можем подойти к Чаше. И надо, наконец, начать исправление своей жизни, а не продолжать «благочестиво» прятаться от Господа, убаюкивая свою совесть, что можно жить, спрятавшись от Бога, изредка общаясь с Ним.
  • «Страх привыкания ко святыне». Но, по этой логике, нужно, вообще, реже бывать в храме, реже молиться, реже читать Священное Писание, чтобы не привыкнуть. Или, хотя бы, помолившись на вечернем богослужении и на первой половине Литургии, уходить вместе с оглашенными (теми, кто не может причащаться), чтобы не привыкать и к Евхаристическому канону. Да и как, к примеру, сирота, вдруг обретший своих родителей, может к ним привыкнуть. Ему хочется всегда быть с ними или он их не любит!

Раньше из присутствующих до конца Литургии не причащалась лишь особая категория наказанных прихожан, т.н. «купностоящие». Теперь мы сами себя наказываем, определяем в эту категорию, добровольно отлучая себя от причастия, что является самочинием, греховной ревностью не по разуму.

Поэтому нет приемлемых оправданий для отказа от Причастия, что равносильно отказу от Самого Христа, говорящего «Приимите, ядите, сие есть Тело Мое… Пийте от нея вси, сия есть Кровь Моя». Кто не хочет принимать Христа, тот не может быть членом Церкви, Которая есть Тело Христово. Литургия служится именно для причащения и только причастники участвуют в ней в полной мере (см. 9 Апост. прав., 2 прав. Антиох. соб.).

Если же человек понимает, что не живет христианской жизнью между причастиями, то тогда надо исправлять жизнь, а не идти по пути дальнейшего падения, по ложному смирению («недостоин»), отказываясь всякий раз на Литургии принимать призывающего их к Себе Христа.

 

  1. МОЛИТВА

 

Понуждать себя к молитве, как и ко всякой добродетели, приходится из-за сопротивления нашей испорченной грехом человеческой природы и препятствий, чинимых отпавшими от Бога злыми духами, врагами нашего спасения. Нужно стараться придерживаться пусть маленького, но постоянного молитвенного правила. В него, кроме молитв из утреннего и вечернего правила могут входить Священное Писание (особенно Новый Завет и Псалтирь), Иисусова молитва, акафист Благовещению (есть в любом молитвослове), очень полезны молитвы своими словами. Условие лишь одно — читать эти молитвы со вниманием. Нужно выделить время, кто сколько может, и заполнять его не просто количеством молитв, а пропускать слова каждой молитвы через ум и сердце, напитывая их. Не важно, сколько вы успеете прочитать в отведенное время, не обязательно чтобы это были полностью все молитвы, предлагаемые в молитвослове, важно лишь чтобы ваше сердце и ум участвовали в этом предстоянии перед Богом. Потому что молитва — это не произнесенные слова, а пребывании в живом присутствии Божием. Живому Богу нужно наше живое сердце, а не затраченное время и вычитанные тексты. Само по себе молитвенное правило не является самоцелью, и в случае его выполнения не надо надмеваться, а если не удалось его выполнить, не надо смущаться.

Иногда, если тяжело молиться или просто появилось такое желание, обычные молитвы можно заменять чтением Священного Писания, в первую очередь Евангелия и духовных книг. Вообще-то, Священное Писание мы должны стараться читать ежедневно, особенно Новый Завет. При этом также происходит общение с Богом, сообщившим нам через апостолов Свою благую весть! Также Иисусову молитву («Господи, Иисусе Христе, помилуй мя» или её длинный вариант «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго/грешную») хорошо произносить почаще, в простоте, не ища от неё ничего, кроме покаяния.

У кого есть достаточно свободного времени может самостоятельно на дому вычитывать весь круг богослужения, приглашая к этому деланию и знакомых. При нашем храме существует группа прихожан, старающихся изучать и самостоятельно ежедневно вычитывать в храме простое вечернее богослужение, когда по расписанию отсутствует служба. Можете присоединяться к этой группе (см. контакт в объявлениях на сайте храма).

 

  1. ПОКАЯНИЕ И ИСПОВЕДЬ

 

Исповедь, во время которой человек покаянно открывает свои грехи Богу в присутствии свидетеля-священника, это не «билет» на Причастие, а завершающий момент Таинства Покаяния («второго Крещения», как ещё его называют), воссоединение с Церковью и Богом. Человек ощущает мерзость своих грехов, ему больно от них и стыдно, он желает от них избавиться и обращается для этого к Богу. Смысл правильной исповеди заключается именно в сердечном покаянном крике к Богу о помощи в исцелении от греха. Без этого простое перечисление грехов на исповеди не даст должного духовного результата — искоренения греха.

Покаяние, в отличие от исповеди, совершается постоянно. Хотя в собственном смысле этого слова, покаяние («изменение ума, мыслей») подразумевает радикальную перемену человеком своих взглядов и ценностей, это нечастое явление, которое не может быть постоянным. Однако каяться в повседневных грехах, сокрушаться о них мы должны все время. Утром мы просим у Бога помощи в борьбе именно с конкретными грехами, которыми сильнее всего больны, чтобы удержаться и не пасть. Если всё же совершили грех, то тут же укоряем себя, просим прощения и помощи, можем записать грех, чтобы не забыть его открыть на исповеди, если сочтём это необходимым и важным. Можем делать поклоны, как помощь в борьбе с конкретным грехом, чтобы избавиться от него. Вечером проверяем свою совесть, каемся в совершенных преступлениях заповедей и снова просим о помощи в конкретных греховных болезнях души. Бог спасает не всех грешников, а только кающихся. Но покаяние заключается не в одних лишь чувствах и словах, а в делах, совершая которые мы препятствуем греху развиваться в нас. Это, прежде всего, молитва, посильный пост и Причастие (которое подается также и «во оставление грехов», т.е. в помощь для преодоления их). Совершение иных добродетелей, не обязательно противоположных совершенному греху, может также помочь в борьбе с ним. Если мы не прибегаем к этому, то делаем себя еще более удобопреклоненными ко греху, позволяем греху побеждать нас и распространяться через нас в мире.

Исповедь в нашем храме совершается, главным образом, после вечернего богослужения. Вечером больше времени для развернутой исповеди и, при необходимости, для беседы со священником. Во время ожидания в очереди на исповедь можно взять специально отложенные молитвословы за свечным ящиком и читать правило ко Причащению. Если по какой-то причине не удалось поисповедаться вечером, то утром исповедь начинается за 30-40 минут до начала Литургии и возобновляется сразу после чтения Евангелия, если на службе есть второй священник (по праздникам). В конце Литургии исповеди в праздники не бывает. Тем, кто исповедуется утром, очень желательно написать свою исповедь и подписать внизу своё имя, так как утром время для исповеди очень ограничено. После исповеди целовать Крест и Евангелие и брать благословение не обязательно, чтобы не затягивать таинство. Также те, кому нужно больше времени для исповеди и беседы, могут прийти в любое удобное внебогослужебное время, предварительно договорившись по телефону с дежурным священником.

У кого с последней исповеди прошло не больше месяца, могут причащаться в нашем храме без исповеди, если за этот период у них не случилось тяжких грехов. По двунадесятым праздникам очень желательно исповедоваться после вечернего богослужения, а не утром.

Исповедь и причастие не являются обязательно связанными, следующими друг за другом таинствами, но подходить к Чаше всегда следует в покаянном состоянии духа. К исповеди нужно прибегать всякий раз, когда требует совесть, чем чаще, тем лучше, но не по графику или потому что нужно причащаться. Надо избегать формальной, без сердечного сокрушения исповеди, при которой пытаются выдавить из себя хоть какой грех, лишь бы потом идти причащаться с чувством ложного самоуспокоения. Такая исповедь не даст плодов и выработает греховную привычку механически относиться к Таинствам.

В помощь для составления исповеди можно использовать труд архимандрита Иоанна (Крестьянкина) «Опыт построения исповеди» и другие подобные книги, которые можно найти в нашем храме за свечным ящиком. При этом нужно с осторожностью относиться к некоторым брошюрам, авторы которых стараются без рассуждения, механически перечислить все возможные существующие грехи. Такое чтение может привести человека больше к смущению, чем к покаянию.

На исповеди не следует оправдывать себя, винить других в своем грехе, говорить о грехах других, рассказывать пространные истории, исповедоваться общими словами («во всем грешен»), рассказывать о своих добродетелях и добрых поступках, победах над грехом, умышленно утаивать грех, говорить о грехе, в которых уже исповедовался, если он не повторялся. Исповедь всегда должна быть очень предметной и конкретной, в том, в чем вас обличает совесть и за что вам действительно стыдно. Семейным людям не нужно исповедоваться в подробностях интимных супружеских отношений, видеть в них что-то греховное является ошибкой.

Надо помнить, что исповедь — не духовная беседа, поэтому обсуждать свои духовные и жизненные проблемы лучше в отдельном разговоре, чтобы не затемнять и не искажать покаянный смысл исповеди.

 

  1. ПРИЧАЩЕНИЕ ДЕТЕЙ

 

Мы причащаем детей с одной целью- приблизить их ко Христу, освятить их благодатью. Причастие ради здоровья или любых иных целей является грехом и может негативно отразиться на ребенке. Насильственное причащение кричащего и вырывающегося ребенка недопустимо. Неправильно причащать детей намного чаще, чем причащаются сами родители, так как именно вера родителей, выражающаяся в их жизни, имеет определяющее значение для духовного развития их ребенка.

Детей до трёх лет утром перед причащением кормить можно, после трех лет стараться кормить поменьше, чтобы только не капризничали. Примерно с семи лет дети причащаются уже натощак и, по мере осознания своих грехов, начинают постепенно исповедоваться. Частота исповеди и возраст, когда ребенку надо её начинать, индивидуальны, у каждого своя мера (обычно начинают исповедоваться в возрасте от 7 до 10 лет, строгих границ нет). Нельзя требовать от ребенка обязательно исповедоваться перед каждым причастием. Это обычно превращает исповедь в формальность, когда ребенок автоматически говорит заученный список одних и тех же грехов, совершенно не переживая за них, но зато умиляя родителей. Родители могут подсказать ребенку его грехи и вместе с ним написать их. Но писать исповедь вместо ребенка, когда он сам не участвует в её составлении и не понимает, что в ней написано, неправильно. От детей не требуется поститься и читать молитвы перед Причастием, но для них важен и поучителен пример молящихся родителей для осознания того, что Бог есть и с Ним можно и нужно общаться. Постепенно, по мере взросления, и детям можно предлагать молиться перед причастием и накануне ужинать постной пищей.

Младенцев можно приносить к концу Литургии, к самому Причастию, чтобы они не шумели во время службы. С детьми на руках обычно причащаются первыми, заранее для этого выстроившись. Если есть возможность, лучше причащать младенцев на службе в те дни, когда в храме не так многолюдно — или среди недели, когда в расписании есть Литургия, или в субботу (по субботам в нашем храме всегда служится Литургия). В большие праздники и воскресные дни делать это сложнее из-за большого количества прихожан.

Родители, пожалуйста, следите за своими детьми в храме. Младенцев, которых не удается успокоить, просьба временно выносить из храма, чтобы не мешать совершению богослужения.

Причащая младенцев, родителям и самим необходимо регулярно причащаться, так как состояние детей зависит от духовного состояния их родителей. Но сами родители, чтобы причаститься, должны быть на Литургии как минимум с момента чтения Евангелия. Причащаться взрослому по чину младенца или болящего, придя с ребенком лишь к концу Литургии, неправильно. Как вариант, в воскресный день родитель может прийти на раннюю Литургию, а ребенка привезти к концу поздней.

Приводить маленьких детей на вечернюю службу можно только в случае, если взрослый сможет контролировать их, в противном случае лучше оставаться с детьми дома.

Если ребенок или взрослый имеют признаки острого инфекционного заболевания, то до выздоровления появляться им в храме не надо. Если в такой ситуации необходимо причаститься, надо попросить об этом священника по дежурному телефону.

В Великий пост на Литургии Преждеосвященных Даров (служится только среди недели) по традиции Русской Православной Церкви не причащают маленьких детей, которые не могут вкушать твердую пищу.

 

  1. ПОРЯДОК В ХРАМЕ ПРИ БОГОСЛУЖЕНИИ

 

Взрослым прихожанам, желающим причаститься, нужно стараться приходить к началу Литургии, в крайнем случае (в т. ч. если с детьми), не позже чтения Евангелия. Кто хочет еще и исповедоваться, тому желательно приходить до начала Литургии (лучше за 30-40 мин). Повторим, что родителю, пришедшему на Литургию после чтения Евангелия, чтобы причастить маленького ребенка, самому причащаться не надо, или только в редких случаях, не делая это правилом. Лучше родителям индивидуально обсудить со священником, как им причащаться в случае частых опозданий на службу из-за детей.

В храме желательно мужчинам и женщинам стоять раздельно, обычно мужчины стоят справа, а женщины слева, если смотреть в сторону алтаря. Это не является строгим правилом и сложно выполнимо, когда храм переполнен и большинство прихожан женщины, но, по возможности, лучше придерживаться именно такого порядка. Он помогает меньше отвлекаться на противоположный пол во время молитвы. Старайтесь проходить ближе к алтарю, чтобы пришедшие позже также могли найти свое место.

Перед посещением Церкви не надо красить губы, если вы будете прикладываться к иконам или причащаться. Минимально используйте духи, чтобы не отвлекать стоящих рядом резкими запахами. Одежда обычно та, которую носит большинство в храме, скорее праздничная, без злоупотребления мрачными тонами или мнимой духовностью (типа обязательных юбок в пол). Крест всегда носим, а также осеняем себя крестным знамением, как исповедание нашей веры, прежде всего, а не как защитный амулет-оберег. Никакие красные нитки (якобы из Иерусалима) на запястье носить не надо, это вредное греховное суеверие. Женщинам в женские дни можно присутствовать и петь на службе, прикладываться к иконам, принимать святую воду и просфору.

Покрывать женщинам голову на службе или не покрывать — это дело местной церковной традиции. В некоторых поместных Церквах, например, греческой, этого правила не придерживаются. Но в русской Церкви существует благочестивый обычай всем взрослым лицам женского пола, покрывать голову в храме, чтобы выглядеть аккуратнее, скромнее, не привлекать к себе излишнего внимания мужского пола. При этом не нужно делать замечания тем, кто не покрывает голову на службе, это допустимо, если они незамужние или тем более еще девочки-девушки. Если подходить строго, опираясь на Писание, то из религиозных соображений покрывать голову на службе обязаны только замужние женщины. Часто те женщины, которые находятся в храме без платка, только начинают посещать храм, поэтому не надо их отталкивать поучениями. Они сами со временем разберутся, в этом нет ничего страшного. Если стоите перед выбором: хочется по пути зайти в храм, но нет платка или юбки, то обязательно заходите. Если пожелаете, у нас за свечным ящиком всегда можно взять на время платок или юбку (если нет службы, можно обойтись и без этого). При личной молитве (например, дома) покрывать голову не требуется.

Очень хорошо, если на богослужении все присутствующие в храме будут негромко подпевать нашему хору знакомые песнопения, как это бывает при пении «Верую» или «Отче наш». Делать это желательно сообща, молитвенно, не возвышая свой голос над прочими и не привлекая к себе внимания окружающих. Можно для этого взять текст Литургии (на столике слева, как войдете) или скачать с приходского сайта. Если возможно, то лучше пройти в переднюю часть храма, поближе к алтарю и хору.

Постоянные прихожане, которые хотят не просто подпевать, а полноценно петь в самом хоре, могут взять на это благословение священника и обязательно приходить на спевки. В воскресенье на поздней Литургии также поёт детский хор, через который дети приобщаются к богослужению. Кто из родителей желает, может попробовать поставить в него своего ребенка, сообщив руководителю детского хора.

Если во время богослужения рассеивается внимание или звучат непонятные тексты, на которых сложно молитвенно сосредоточиться, то можно читать Иисусову молитву, чтобы ум не блуждал, или подпевать хору, как сказано выше. Можно помолиться за знакомых, окружающих вас в храме, это дело любви, ради которого (в том числе) мы собираемся вместе на службу, а также молитвенно вспомнить своих близких.

Земной поклон на Литургии можно положить, когда непосредственно перед причащением открываются царские врата и выносится Святая Чаша. Еще можно совершить земной поклон (но не обязательно) в конце пения «Тебе поем» (момент, когда хлеб и вино становятся Телом и Кровью Христовыми) и на возгласе «Святая святым». Если в храме много народу, то земные поклоны можно вообще не совершать, чтобы не создавать неудобства окружающим. Не положено совершать земные поклоны в воскресный день, в двунадесятые праздники, в период между Рождеством Христовым и Богоявлением (на святках), от Пасхи до Пятидесятницы (20 пр. I Вс. соб., 90 пр. VI Вс. соб). Во время пения Херувимской земной поклон делать неправильно, так как выносится не Тело и Кровь Христовы, а лишь приготовленные для освящения хлеб и вино. Во время службы можно сидеть. Стоять требуется только во время чтения Евангелия, на Евхаристическом каноне (после «Верую» до пения «Достойно есть») и при выносе Святой Чаши перед причащением.

Часто креститься на ектениях (нескольких подряд прошениях священника на которые хор отвечает: «Господи, помилуй») не обязательно на каждое прошение, а можно только на первом и последнем прошении, если это будет меньше отвлекать на молитве.

В храме категорически нельзя одергивать и учить. В случае возникновения какой-либо проблемы сообщите об этом священнику или за свечной ящик. Замечания может делать только священник или те, кого он благословил на это. Если вы заметили грубое поучение, сразу сообщите об этом священнику или за свечной ящик, тем самым, вы, возможно, предотвратите чей-то соблазн и уход из Церкви.

Вообще, лучше в Церкви никого не поучать, а отправлять к священнику. Если вы видите, как кто-то излишне усердствует в таких поучениях, зачастую распространяя суеверия и ложную информацию, помогите остальным прихожанам, сообщив священнику и оградив их от таких поучений, могущих принести вред. Ваши замечания и пожелания по поводу порядка в храме можно также писать на почту или на телефон нашего храма (есть на сайте).

Во время главных моментов Литургии — чтения Евангелия и на Евхаристическом каноне (после пения «Верую…» и до пения «Достойно есть») — просьба не ходить по храму, не заниматься свечами (ставить, снимать, передавать, тушить их), ничего не брать за свечным ящиком, который закрывается на это время. Это нужно, чтобы не отвлекать в самые важные моменты богослужения молящихся и не отвлекаться самому. Вообще, ставить свечи, прикладываться к иконам, писать записки нужно до или после Литургии, а не во время неё. Нельзя терять драгоценное время молитвы на богослужении, тратя его на второстепенные вещи и мешая молиться окружающим!

У подсвечников не должно быть никого главного, все равны. Желающему помочь убирать свечи нужно взять на это благословение настоятеля. Но при этом нельзя командовать другими прихожанами, которые ставят свечи, указывать им, что и как делать, забывать о собственной молитве, увлекаясь свечами. Нужно делать минимум движений у подсвечника, не суетиться, не переставлять без конца свечи, красиво их выстраивая, что очень отвлекает и показывает отсутствие молитвы у таких «свечниц».

Во время службы не нужно выяснять друг у друга новости, затевать разговоры (особенно перед Причастием, когда нужно сугубо сосредоточиться), всё это лучше сделать по окончании Литургии, если нет срочности. Если такие разговоры постоянно предлагаются во время службы, порекомендуйте ознакомиться с этой памяткой.

После возгласа «Оглашенные, изыдите» завершается Литургия оглашенных и начинается Литургия верных. В этот момент в Древней Церкви из храма уходили «оглашенные», т.е. те, кто ещё только готовились ко крещению и пока не могли причащаться. А все участвующие в следующей части, «Литургии верных» обязательно причащались, если не находились под временным отлучением от Причастия за какие-либо грехи. Во время Литургии верных приготовленные хлеб и вино по молитве церковной общины становятся Плотью и Кровью Христовой. В конце Литургии каждый прихожанин может соединиться со Христом, если любит Его, желает быть с Ним и не имеет указанных выше препятствий.

 

  1. ПОСЛЕ ПРИЧАСТИЯ

 

Целовать Чашу после причастия не обязательно, это сильно затягивает время в случае большого количества причастников и создает опасность разлить Чашу. Молитвы после причащения можно прослушать в храме, если они читаются во время целования Креста, или прочитать самому дома. Прикладываться к иконам можно только после запивки. Лучше не курить сразу после Причастия, потерпеть, кто сколько сможет. Зубы вечером в день Причастия можно чистить. Требования супружеского воздержания в ночь после Причастия не существует. Просфора, выдаваемая во время целования Креста, совершенно не обязательно должна быть тут же съедена. Её можно разрезать и вкушать натощак с молитвой и святой водой в воспоминание Божественной Литургии.

 

  1. ЦЕРКОВНЫЕ ПРАВИЛА О НЕОБХОДИМОСТИ ПРИЧАЩЕНИЯ

 

Церковь, руководствуясь Христовой заповедью, призывает к регулярному Причащению Святых Тайн и утверждает, что не сможет духовно выжить в этом мире, сохранить верность Христу тот, кто, будучи просвещен в этом вопросе, сознательно избегает Причастия. В случае длительного отсутствия христианина на воскресных собраниях, а именно, пропуска подряд трёх воскресных Литургий без уважительной причины (болезни, необходимейшие работы), Древняя Церковь, согласно 80 правилу VI Вселенского Собора объявляла, что такой человек к Ней более не принадлежит. Учитывая, что в древности причащались за каждой Литургией, это правило призывает причащаться не реже одного раза в три недели. Невнимание к этому правилу имеет серьезные духовные последствия. Ведь без дисциплины невозможна победа в войне, а тем более в войне духовной против «духов злобы поднебесной» (Еф.6.12). Как слишком удалившийся от земли спутник, может не вернуться на свою орбиту и пропасть, так и длительно не причащающийся безрассудно рискует потерять Богообщение и погибнуть в вечности. Неправильное отношение ко Причастию, нежелание постоянно соединяться с Богом на Литургии было одной из причин, приведших к церковной катастрофе в России в XX веке, к постепенному превращению церковного народа в толпу безбожников. И сейчас большинство крещеных «православных» выбирает ад, то есть жизнь без Богообщения, уже здесь на земле. Потому что, отвергая Причастие, они отвергают Самого Бога, заповедавшего нам причащаться, если хотим иметь общение с Ним! Выбирают ад, жалуясь при этом на жизнь и на Бога, не понимая собственного безумия.

Церковь рядом своих правил подчеркивает необходимость реального участия в Литургии, причащения для всех присутствующих, а не просто «слушания Литургии» (Ап. 9, Антиох. 2). Кто не причащается, тот намеренно ослабляет себя в борьбе с грехом, дает греху силы и свободу действовать, является его пособником, отказываясь принимать данное Богом лекарство.

Воссоединиться с Церковью после длительного оставления без уважительных причин Литургии (и, соответственно, Причащения) возможно лишь через Таинство Покаяния («второе Крещение»), которое будет действенным только тогда, когда человек пожелает от всего сердца исправиться и будет прикладывать к этому усилия.

 

  1. СВЕЧИ, ЗАПИСКИ, ЖЕРТВА НА ХРАМ

 

Содержание храма — это обязанность прихожан. Прося у Бога помощи себе, нужно вспомнить, а помогаете ли жертвенно вы сами Дому Божию, которым является храм, или перекладываете эту обязанность на других?

Записки и свечи являются выражением молитвы, соединенной с жертвой, подобно жертвенным животным в Ветхом Завете. Сами по себе они не являются важным и обязательным элементом духовной жизни, но лишь символом, в первую очередь, нашей жертвы. Бог примет нашу молитву и без записок и свечей, если просто от сердца воздохнуть во время Литургии, молебна или панихиды. Жертва нужна не Богу, а самому жертвователю. Через неё проявляются вера и любовь, которые без дел не существуют. В Ветхом Завете было принято отдавать на Церковь десятую часть своего дохода; сколько и в какой форме жертвовать сейчас пусть каждый решает сам, но желательно придерживаться этой древней традиции. Наш храм очень нуждается в вашей помощи. Приход собирает средства для ремонтно-строительных работ по храму и приходским помещениям, коммунальных платежей, помощи нашей епархии, зарплаты сотрудникам, приобретения товаров для свечного ящика, богослужений и функционирования всего храмового комплекса. Свечи и записки являются одной из форм жертвы, помощи храму, в котором вы молитесь и который обязаны содержать. Свечи, приобретенные в другом месте, теряют свой смысл жертвы на наш храм, но наоборот, это обкрадывание храма. Очень просим у нас их не использовать, надеемся на ваше понимание и смирение. Такие свечи лишь добавят храму проблем очистки от копоти и подадут пример равнодушия к его нуждам. К тому же неизвестные свечи из-за химических добавок могут быть опасны для здоровья, особенно детского, своими выделениями при сгорании.

Храму также можно помочь, положив пожертвование в любой ящик для пожертвований в храме. Можно сделать перевод через пластиковую карту, телефон или через банк на расчетный счет, все это указано на нашем сайте. Можно помочь еще каким-то образом, спросив об этом настоятеля, который отвечает за поддержание храма и существование его во всех отношениях. Еще одной формой жертвы на храм является приобретение различных товаров за свечным ящиком. По сути это является разновидностью благотворительности, когда за пожертвования, которые вы хотите направить на нужды храма, вы приобретаете нужную вам вещь. Свечной ящик — не магазин, как может показаться, а именно форма благотворительности храму, поэтому в нём указаны не цены, а рекомендованные суммы пожертвований. Участие в такой благотворительности исключительно добровольное, но воспринимать свечной ящик в храме, как обычный магазин — неправильно.

Если кто-то жертвует храму продукты, просьба не приносить просроченные или некачественные. Это проявление непочтительного отношения к Богу, Которому молимся, к самим усопшим, ради поминовения которых приносят продукты, а также к церкви, которой это пожертвовано. Обычно продукты жертвуют те, кто как-то связан с их производством или знает хороших поставщиков. Или хочет, чтобы кого-то помянули во время трапезы, тогда надо написать имя и вложить в продукты. В остальных случаях правильнее пожертвовать просто деньги, а на них храм сможет приобрести действительно необходимое. Сами продукты совершенно не имеют какого-то особенного, сакрального значения, чтобы жертвовать именно их. Жертвовать вино для служения Литургии лучше то, которое для этого предлагается за нашим свечным ящиком, другое вино для Литургии у нас не подходит. Пожертвовать мясные и рыбные продукты можно, передав их в трапезную, в храм их заносить не надо. Продукты оставляют на столике, называемом «канон» (или «канун»), который расположен в левой передней части храма. Там же, на подсвечнике перед небольшим Распятием, ставят свечи за усопших, как проявление нашей молитвы и жертвы за них. Каждую субботу в 8.30 перед каноном служится панихида — богослужение по усопшим православным христианам. На любые другие подсвечники ставятся свечи «о здравии» ныне живущих.

Если наши постоянные прихожане хотят, чтобы священник знал, за чьих близких он молится и осознанно их поминал, то они могут вверху подаваемой записки приписать, кто её подал. Например, «от …» (можно указать имя, а также или фамилию, или ваш населенный пункт, или ваш род деятельности, или еще какой-то ваш признак). Желательно лично при случае показать священнику такую записку, чтобы пояснить, как вы себе обозначаете. В записках можно писать только имена людей, принадлежащих к православной Церкви.

 

  1. МИЛОСТЫНЯ

 

Евангельским ближним для нас может быть всякий, кто в нас нуждается, просит о помощи, но при этом необходимо иметь рассуждение, чтобы наша милостыня действительно принесла пользу. Подавать милостыню при входе на территорию храма лучше только тем просящим, которые смиренно стоят, а не назойливо пристают к входящим. Тем более если стоят с плакатами, фотографиями детей, младенцами на руках или демонстрируют костыли и физические недостатки. Такой «десант» чаще высаживается на большие праздники. Эти люди не слушают духовенство, никто из них не имеет благословения стоять с плакатами, которые практически всегда являются обманом, бывает они эксплуатируют купленных или украденных младенцев, которых часто накачивают препаратами, чтобы те не плакали; живут эти дети обычно не больше 3 месяцев. Никому не благословляется собирать пожертвования внутри храма или на его территории, но только за церковной оградой. Если вы увидите, что это нарушается, что пристают к прихожанам, сразу сообщайте за свечной ящик. Не поддерживайте такой бизнес псевдо-нищих, помогите его прекратить хотя бы на нашем приходе!

Кто действительно хочет серьезно помочь малоимущим, пусть обратится к священнику и тот подскажет, кому именно из прихожан нужна ваша помощь. Или просто опустите, сколько можете, в жертвенный ящик, часть средств всё равно пойдет нуждающимся; деньги можно обернуть запиской, в которой указать, на какие нужды вы хотели бы потратить вашу жертву. Обычно, нуждающиеся прихожане незаметны, ничем не выделяются внешне и, по скромности, себя не обнаруживают, не стоят на паперти храма, но им надо помогать в первую очередь (1Тим.5.8).

 

  1. ВОПРОСЫ О ВЕРЕ И СПАСЕНИИ

 

При появлении вопросов не стесняйтесь спрашивать знакомого вам священника, это особенно необходимо в начале церковной жизни. Подходить с вопросами лучше после службы или договориться о времени встречи по телефону дежурного священника. Срочный вопрос можно выяснить по тому же телефону. Вопросы также можно задавать по электронной почте храма.

Советы, вычитанные из книг или услышанные даже от воцерковленных людей в храме, без учета вашей ситуации, могут быть не полезны, поэтому чаще, без ложного стыда, вопрошайте именно знающего вас священника. «Спасение во многом совете», а не в совете со многими, то есть желательно вопрошать кого-то одного, советам кого вы доверяете. Перед тем как спрашивать близкого вам священника, можно помолиться, чтобы Господь подал через него правильное разрешение вашего вопроса.

К незнакомым духовным лицам за советом лучше не обращаться, в том числе во время паломничества. Вопросы о семейной жизни не стоит задавать монашествующим. Если неизвестный вам священник начинает настойчиво поучать, давать духовные наставления в приказном тоне, манипулируя вами, то лучше от него отойти. Вам могут давать только советы, а не обязательные к исполнению указания. Тем более, если их дает не ваш духовник и вы не спрашивали совета. Если после таких «указаний» вы чувствуете смущение, обязательно расскажите об этом знакомому священнику.

При храме существует взрослая воскресная школа, которую обычно проводит настоятель после поздней воскресной Литургии в помещении «Ковчега». От участников школы очень желательна активная заинтересованная позиция в изучении церковного учения. На сайте храма в разделе «духовное просвещение» публикуются полезные материалы о духовной жизни, а также размещается пополняемая приходская медиатека. Это ссылки на полезные видео-, аудио-, текстовые крупные ресурсы интернета и на отдельные публикации в сети: книги, статьи, лекции, фильмы и прочее. Существует страница в контакте «Духовная аптека», где собираются краткие духовные поучения, а также приходской интернет-журнал, который дублируется в нескольких соцсетях. Ссылки на эти ресурсы есть на приходском сайте в разделе «контакты».

 

  1. КРЕЩЕНИЕ

 

Для родителей, желающих крестить детей в нашем храме, и будущих крестных по субботам после вечерней службы проходят собеседования со священником. Об этом на стенде и на сайте храма есть объявления. Беседы проводятся для того, чтобы объяснить смысл крещения и рассказать, как вести церковную жизнь после него.

Постоянным нашим прихожанам, которые стараются причащаться каждый месяц (как родителям, так и крестным), приходить на эти беседы не обязательно, но нужно лишь заранее в храме договориться со священником о крещении. Присутствие в храме на самом крещении православных родителей очень приветствуется, они могут держать, кормить и успокаивать своего ребенка.

Становиться крестным можно только в том случае, если хоть кто-то из родителей пообещает регулярно причащаться и будет причащать ребенка, это надо оговаривать заранее, до крещения. Кто уже стал крестным, должен следить за духовным воспитанием своего крестника, молиться за него, теперь это его обязанность.

Неправильно думать, что одного крещения, зачастую совершенного во младенчестве, без участия свободной воли крещаемого, достаточно для взрослого человека, чтобы спастись, войти в Царствие Божие. Для спасения необходима еще вера, которая являет себя через послушание Христу, Его заповедям, в том числе, и по отношению ко Святому Причастию.

В случае смертельной опасности, если рядом нет священника, то крестить может любой крещеный человек. Для этого он должен три раза покропить (крещенской или простой водой) того, кого крестит, со словами: «Крещается раб Божий «имя» во имя Отца, аминь (кропить), и Сына, аминь (кропить), и Святаго Духа, аминь (кропить)». Потом, как появится возможность, нужно, чтобы уже священник миропомазал крещеного.

 

  1. ВЕНЧАНИЕ

 

Смысл венчания заключается в созидании домашней Церкви, призывании Божией помощи в этом деле. Поэтому неправильно, если венчание совершается «по традиции, так принято, близкие захотели, нет детей, хочу удержать мужа и др.». Венчание должно совершаться только если жених и невеста являются верующими, послушными Церкви, причащающимися и желающими, чтобы Бог соделал их союз именно домашней Церковью в помощь ко спасению. Все остальные мотивы для венчания будут ложными и не принесут должного результата. Нельзя заставлять вторую половину венчаться формально, без веры. Даже если она уступит на такие уговоры, такой союз не будет домашней Церковью, пока оба супруга не станут церковными людьми. При венчании мужу дается заповедь любить жену, а жене слушаться мужа. Каждый должен исполнять именно свою заповедь, а не следить и требовать исполнения заповеди от второй половины, такая ложная «духовная» ревность разрушает брак. Муж и жена в церковном браке становятся самыми близкими существами друг для друга, дети и родители уже не должны претендовать на эту роль, это будет искажением замысла церковного брака. На первом месте для супружеской пары должен быть Бог, потом они сами друг для друга, а потом уже дети и родители. Нарушения такого иерархического порядка, когда дети или родителей становятся значимее, чем вторая половина, однозначно разрушает семью, нужно этому всячески противостоять.

Надо знать, что т.н. «гражданский брак», ситуация, когда мужчина и женщина живут вместе, не регистрируя свои отношения в ЗАГСе без уважительной причины, Церковь приравнивает к смертному греху блуда, именуя это блудным сожительством. Чаще всего, это просто вариант бесплатного и безответственного пользования женщиной.

 

  1. ПОСТ

 

Цель поста — научение любви. Самоограничение в пост способствует уменьшению извращенной, эгоистичной «любви» к себе, что способствует развитию подлинной, жертвенной Христовой любви. Прекращения вкушения мяса и другой скоромной пищи также помогает, напоминает нам о необходимости перестать «есть» людей, если хотим войти в Царствие Божие. Кто не способен воздержаться от мяса, тот вряд ли сможет удержаться, чтобы не «скушать» и ближнего. Не менее важно воздержание в посты от соцсетей в интернете, что также приносит очень большую пользу!

Церковные указания про ограничения в пище во время больших постов, относятся к монастырской традиции и не применимы во всей полноте к живущим в миру. Строго следовать их указаниям для большинства нереально. Каждый определяет меру поста, исходя из своего состояния. Желательно выбирать для себя такой режим поста, чтобы хватало сил выдерживать его до конца, а не поститься лишь первую и последнюю неделю. Нужно учитывать, что Великий и Успенские посты более строгие, чем Петров и Рождественский. По субботам и воскресениям пост облегчается. Неправильно на постную еду тратить больше средств, чем вне поста. Для беременных, кормящих, болящих, работающих на тяжелых работах пост в пище серьезно облегчается вплоть до полной его отмены.

Воздержание в супружеских отношениях в установленные Церковью постные дни (однодневные и многодневные посты) возможно только по взаимному согласию, это не должно быть против воли одного из супругов, по требованию и давлению одной из сторон (1Кор.7.5). В противном случае, такая «ревность не по разуму» может способствовать разрушению семьи. Достаточно, чтобы от постящейся половины не исходила инициатива в супружеских отношениях, не более того. На масленице, святках, светлой седмице запрета на супружеские отношения нет, хотя венчания не совершаются.

В последнюю седмицу перед Пасхой, Страстную нужно проводить больше времени на службах в храме, не отягощая себя в эти дни чрезмерными заботами житейскими. Уборку лучше совершить до Страстной седмицы или в начале её, не увлекаться приготовлением пищи для разговления на Пасху и т.д. Это отвлекает от молитвы, лучше приобрести всё необходимое в магазине и не тратить силы, которые нужны для богослужений. Разговение, освящение куличей, пасох, яиц и прочего не является необходимым духовным моментом, на которое стоит обращать много внимания и прикладывать к этому большие усилия. Яйца не надо обертывать в пасхальную раскраску — целлофан, они быстро испортятся. Сами пасхи и куличи никакого особого символического или таинственного значения не имеют. Они приносятся для благословения их священником с целью вкушения этой скоромной пищи после Пасхи теми, кто постился Великим постом и причащался на Пасху, и не более того. Можно самому благословить трапезу после Пасхальной службы, если не смогли для этого принести продукты в храм. Главное, чтобы сохранились силы для молитвенного присутствия на службах Страстной седмицы и Пасхи и обязательного причащения на них!

На праздничных богослужениях в конце Рождественского и Великого постов (праздники Рождества Христова, Пасха) исповедь в нашем храме проводится только на вечернем богослужении. Исповеди перед Литургией (ночью и утром) в эти праздники у нас не бывает. Кто исповедовался во время любого длительного поста и не имеет тяжких неисповеданных грехов, может в конце поста причащаться без исповеди. Великим постом так причащаться особенно актуально (из-за большого количества причастников), начиная с Вербного воскресения и до Пасхи включительно (а также во всю Светлую седмицу). На Страстной седмице мы должны больше думать о жертве за нас Спасителя, а на Пасху и в Светлую седмицу радоваться Христову воскресению, а не думать о собственных грехах и их исповедании, так как этим нужно было заниматься весь пост. Поэтому обязательно во время больших постов старайтесь неоднократно исповедоваться и причащаться, не откладывая это на перегруженный конец поста.

 

  1. ТЕСТ НА ПОНИМАНИЕ ПАМЯТКИ

 

Благодарим вас за усилие, потраченное на изучение этой памятки. Чтобы проверить, правильно ли вы её поняли, ответьте на вопрос: «В чем цель вашей церковной жизни?» Ответ для проверки себя находится в первом разделе.