«Сергианство»

Обвинения нашей Церкви в ереси «сергианства».
При таком обвинении указывается, что ересь сергианства не сформулирована догматически, а лишь «совершается делом». Но никакой ереси делом не бывает, ересь это грех рассудка, ложное учение. Дела могут быть (а могут и не быть) следствием какой-либо ереси, но никак не самой ересью.  Ересь «михизма» на которую ссылаются, совершенно ересью не является, так о ней думал лишь один прп. Федор Студит, который потом в этом покаялся и примирился с патр. Никифором (но монахи его монастыря впоследствии не уничтожили его писания, где прп. Феодор заблуждался).  Ересь это именно сформулированное учение, а не личные грехи иерархии, которые могут являться лишь каноническими преступлениями. А некоторые канонические нарушения, системность которых хотят назвать некоей экклесиологической ересью «сергианством», существовали всегда, в том числе в дореволюционной России. И тогда и потом никто их не обосновывал и тем более не учил об этом, а также ранее не осуждал за это Церковь, как еретическую. Если несколько новомучеников (даже канонизированных и в РПЦ МП) так учили, это не означает истины в последней инстанции, так как в столь трудное время даже и некоторые святые могли ошибаться в оценке ситуации. При этом множество новомучеников учили по иному, не придавая «сергианству» значения ереси и не определяя РПЦ МП «безблагодатной синагогой сатаны».
Частые попытки сослаться на ситуацию с прп. Максимом Исповедником, в одиночку осуждавший ересь в Церкви, не корректны. Нельзя сравнивать величайшего богослова и его единичный в истории Церкви исключительный случай со всеми последующими попытками ему подражать, нельзя всякий раз делать из исключения закон, придумывая новые ереси.
Попытки применить к сергианству 31 апостольское правило несостоятельны, так как этим правилом предусматривается отложение от от грешащего или злостно нарушающего каноны епископа только через церковный суд или соборное определение. Об этом же говорят 13,14 и 15 правила Двукратного собора. Без суда отлагаться от епископа можно лишь по 15 правилу (второй его части) Двукратного собора, но тогда это должна быть ересь осужденная Собором или согласием большинства святых (а не лишь живущих на тот момент христиан).

Поэтому к «сергианству» вряд ли применимо определение ереси, однако вопросы канонического и нравственного порядка к этому явлению безусловно остаются.

Литература:
— «Учредил ли Сталин РПЦ МП»: http://www.nsad.ru/articles/uchredil-li-stalin-rpc-mp
— Максимов Георгий, священник. «Святитель Иоанн не был раскольником!» http://www.pravoslavie.ru/35914.html?